Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Фактор Меркель: как Украине сохранить транзит российского газа

Фактор Меркель: как Украине сохранить транзит российского газа

Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер посетит Россию и обсудит вопросы транзита российского газа через Украину. Портал Baltnews.ee обсудил с главой Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым позиции сторон.

В Министерстве экономики и энергетики ФРГ сообщили, что переговоры о будущем транзите газа через Украину продолжаются, передает РИА Новости. 3 апреля министр экономики и энергетики Петер Альтмайер совершит однодневный визит в Россию: 

"Позиция федерального правительства по отношению к "Северному потоку–2" остается ясной: речь идет о коммерческом проекте, в котором должны быть учтены законные интересы Украины. Это причина, по которой министр Альтмайер подготовил почву, совершая визиты на Украину и в Россию, для прямых переговоров между Россией, Украиной и Еврокомиссией", – добавили в ведомстве.

Напомним, что действие транзитного контракта между Россией и Украиной истекает в конце 2019 года. Новое соглашение до сих пор не заключено. Ранее представители России, Украины и Евросоюза обсуждали этот вопрос, но к соглашению так и не пришли.

Позиции Берлина и России в переговорном процессе

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в беседе с Baltnews.ee напомнил, что Германия заинтересована в том, чтобы обходные маршруты заработали:

"С одной стороны, Германия заинтересована, чтобы обходные маршруты заработали, особенно маршрут через Балтику – "Северный поток–2". С другой стороны, у [канцлера ФРГ Ангелы] Меркель есть политические обязательства перед США. Это видно и заметно, поэтому она постоянно убеждает [президента России Владимира] Путина в том, чтобы украинский маршрут был сохранен. Поэтому я думаю, что Германия будет настаивать на том, чтобы украинский маршрут сохранился. Тем более, Путин это обещал".

Однако здесь дело, как отметил Константин Симонов, "в деталях" – что значит "сохранение украинского маршрута":

"10 млрд кубов [газа] – это сохранен украинский маршрут? Формально да. Очевидно совершенно, если вы запускаете сейчас "Турецкий поток" мощностью 31 млрд кубов и "Северный поток–2" мощностью 55 млрд кубов, то, конечно, на 86 млрд кубов транзита, наверное, Украина рассчитывать ну никак не может".

В этой связи Германия будет убеждать Россию сохранить некоторый объем транзита через Украину, указывает эксперт:

"Скорее всего, там будет постепенное сокращение транзита по мере отладки новых маршрутов. Поэтому Германия будет убеждать Путина в том, чтобы какой-то объем транзита мог быть через Украину сохранен. В принципе, "Газпром" уже озвучил возможную цифру – 15 млрд кубов. Я думаю, это та позиция, на которую мы можем согласиться".

Проблема позиции Украины

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что до второго тура президентских выборов на Украине говорить о вопросе транзита бессмысленно:

"Переговоры невозможны без третьей стороны – Украины. До второго тура [выборов президента] говорить о чем-то, честно говоря, смысла никакого. Результаты достаточно любопытные, у [Владимира] Зеленского есть серьезный шанс на победу, а сказать, какая у него позиция по транзитному вопросу, совершенно невозможно".

С другой стороны, даже если победу одержит действующий президент Петр Порошенко, по мнению Симонова, "это будет другой Порошенко":

"Я не исключаю, что будет смена руководства "Нафтогаза", возможны изменения в самой компании. Так что здесь до мая говорить о чем-то с Украиной смысла никакого нет".

Итоги переговоров России и Германии

Во время встречи российская и немецкая стороны просто зафиксируют свои позиции, считает Константин Симонов

"Германия подтвердит поддержку "Северного потока–2" в обмен на обещание России какую-то часть транзита сохранить. Я думаю, что 15 млрд кубов – это максимальный потолок, выше которого Россия подниматься не готова. Да и то в ближайшие годы, пока "Турецкий поток" и "Северный поток–2" не заработают на полную мощность, а так, объективно говоря, рассчитывать Украина может на 7-8 млрд кубов транзита максимум".

В целом ситуация складывается рыночная: строятся обходные газопроводы, чтобы качать газ дешевле и надежнее, отмечает эксперт: "Но какой-то политес соблюсти, видимо, придется, поэтому на такой небольшой объем транзита Украина рассчитывать, в принципе, может", – резюмировал Константин Симонов

Источник: Baltnews.ee, 02.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики