Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Фактор Меркель: как Украине сохранить транзит российского газа

Фактор Меркель: как Украине сохранить транзит российского газа

Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер посетит Россию и обсудит вопросы транзита российского газа через Украину. Портал Baltnews.ee обсудил с главой Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым позиции сторон.

В Министерстве экономики и энергетики ФРГ сообщили, что переговоры о будущем транзите газа через Украину продолжаются, передает РИА Новости. 3 апреля министр экономики и энергетики Петер Альтмайер совершит однодневный визит в Россию: 

"Позиция федерального правительства по отношению к "Северному потоку–2" остается ясной: речь идет о коммерческом проекте, в котором должны быть учтены законные интересы Украины. Это причина, по которой министр Альтмайер подготовил почву, совершая визиты на Украину и в Россию, для прямых переговоров между Россией, Украиной и Еврокомиссией", – добавили в ведомстве.

Напомним, что действие транзитного контракта между Россией и Украиной истекает в конце 2019 года. Новое соглашение до сих пор не заключено. Ранее представители России, Украины и Евросоюза обсуждали этот вопрос, но к соглашению так и не пришли.

Позиции Берлина и России в переговорном процессе

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в беседе с Baltnews.ee напомнил, что Германия заинтересована в том, чтобы обходные маршруты заработали:

"С одной стороны, Германия заинтересована, чтобы обходные маршруты заработали, особенно маршрут через Балтику – "Северный поток–2". С другой стороны, у [канцлера ФРГ Ангелы] Меркель есть политические обязательства перед США. Это видно и заметно, поэтому она постоянно убеждает [президента России Владимира] Путина в том, чтобы украинский маршрут был сохранен. Поэтому я думаю, что Германия будет настаивать на том, чтобы украинский маршрут сохранился. Тем более, Путин это обещал".

Однако здесь дело, как отметил Константин Симонов, "в деталях" – что значит "сохранение украинского маршрута":

"10 млрд кубов [газа] – это сохранен украинский маршрут? Формально да. Очевидно совершенно, если вы запускаете сейчас "Турецкий поток" мощностью 31 млрд кубов и "Северный поток–2" мощностью 55 млрд кубов, то, конечно, на 86 млрд кубов транзита, наверное, Украина рассчитывать ну никак не может".

В этой связи Германия будет убеждать Россию сохранить некоторый объем транзита через Украину, указывает эксперт:

"Скорее всего, там будет постепенное сокращение транзита по мере отладки новых маршрутов. Поэтому Германия будет убеждать Путина в том, чтобы какой-то объем транзита мог быть через Украину сохранен. В принципе, "Газпром" уже озвучил возможную цифру – 15 млрд кубов. Я думаю, это та позиция, на которую мы можем согласиться".

Проблема позиции Украины

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что до второго тура президентских выборов на Украине говорить о вопросе транзита бессмысленно:

"Переговоры невозможны без третьей стороны – Украины. До второго тура [выборов президента] говорить о чем-то, честно говоря, смысла никакого. Результаты достаточно любопытные, у [Владимира] Зеленского есть серьезный шанс на победу, а сказать, какая у него позиция по транзитному вопросу, совершенно невозможно".

С другой стороны, даже если победу одержит действующий президент Петр Порошенко, по мнению Симонова, "это будет другой Порошенко":

"Я не исключаю, что будет смена руководства "Нафтогаза", возможны изменения в самой компании. Так что здесь до мая говорить о чем-то с Украиной смысла никакого нет".

Итоги переговоров России и Германии

Во время встречи российская и немецкая стороны просто зафиксируют свои позиции, считает Константин Симонов

"Германия подтвердит поддержку "Северного потока–2" в обмен на обещание России какую-то часть транзита сохранить. Я думаю, что 15 млрд кубов – это максимальный потолок, выше которого Россия подниматься не готова. Да и то в ближайшие годы, пока "Турецкий поток" и "Северный поток–2" не заработают на полную мощность, а так, объективно говоря, рассчитывать Украина может на 7-8 млрд кубов транзита максимум".

В целом ситуация складывается рыночная: строятся обходные газопроводы, чтобы качать газ дешевле и надежнее, отмечает эксперт: "Но какой-то политес соблюсти, видимо, придется, поэтому на такой небольшой объем транзита Украина рассчитывать, в принципе, может", – резюмировал Константин Симонов

Источник: Baltnews.ee, 02.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики