Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Обострение на «украинском фронте»

Обострение на «украинском фронте»

Передышка в российско-украинских спорах на газовую тему заканчивается. Президент Виктор Ющенко атакует одновременно Москву и своего главного внутриполитического соперника (и возможно будущего главу государства) Юлию Тимошенко, требуя пересмотреть условия газового контракта от января 2010 года. Требований у Ющенко три: повысить плату за транзит, уменьшить законтрактованные «Нафтогазом» объемы «голубого топлива» для закупки в РФ, а также ввести в договор четкую фиксацию обязанностей «Газпрома» по прокачке определенного объема газа через Украинскую газотранспортную систему (ГТС).

Реальные цели Ющенко ясны — ему необходимо спасать остатки своей популярности, не позволяя более удачливым на данный момент политикам Украины окончательно превратить его в ничего не значащую «хромую утку». Поэтому Ющенко новая «газовая война», которая подтвердит любимый тезис украинского президента о «русской угрозе», выгодна. Юлии Тимошенко же, занимающей пост премьера, было бы гораздо выгоднее сохранить нормальные отношения с Москвой, создавая для своего электората имидж успешного прагматичного политика, одновременно и радеющего за полную «незалежность» Украины, и способного договариваться с Владимиром Путиным, выбивая у него уступки.

Если линия украинских президента и премьера понятны, то относительно стратегии Москвы есть вопросы. Все-таки, почему российское руководство согласилось пойти на серьезные уступки Киеву по take or pay, «даря» сотни миллионов долларов? Первый вариант ответа предполагает, что Путин сознательно поддерживает Тимошенко, одновременно нанося удар по Ющенко и стимулируя Виктора Януковича к занятию более проссийской позиции. В Москве рассчитывают, что-либо Тимошенко будет вынуждена вести себя в хотя бы относительно выгодном для РФ ключе на посту президента (отказаться от брюссельской декларации в сфере энергетики и т. п.), либо это будет делать лидер «Партии регионов».

Данный сценарий выглядит довольно утопично. Украинские политики не склонны держать свои обещания, тем более если они были даны непублично — как в случае с Тимошенко. Да и противопоставление Тимошенко Януковичу с выгодой для РФ требует слишком тонкой политтехнологической и дипломатической игры, которую Москва ещё не факт что сможет провести.

Второе объяснение логики действий Москвы предполагает осознание российской стороной невозможности достижения в ближайшее время стратегических целей на Украине (таких, как получение контроля на ГТС этой страны). Реально в обозримом будущем Киев ГТС не отдаст и радикально уровень своих отношений с НАТО не снизит. Обанкротить «Натфогаз», финансово задушить украинский нефтегазовый сектор — также задача чрезвычайно сложная и по сути почти нереальная. «Плетью обуха не перешибешь», поэтому и было принято решение идти на компромисс. Однако судя по последним демаршам Ющенко, данный компромисс весьма неустойчив и ситуация к Новому году вновь может взорваться.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики