Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Проект будет достроен»: как Газовая директива ЕС повлияет на старт «Северного потока — 2»

«Проект будет достроен»: как Газовая директива ЕС повлияет на старт «Северного потока — 2»

Европарламент утвердил проект поправок в Газовую директиву, с помощью которых ЕС планирует расширить контроль над морскими газопроводами, в том числе ограничить мощность «Северного потока — 2». Документу ещё предстоит пройти несколько формальных процедур, но Брюссель рассчитывает, что нормы вступят в силу уже в мае, то есть до запуска российско-немецкой газовой магистрали. По мнению экспертов, в обсуждении «Северного потока — 2» будет найден компромисс в рамках европейского законодательства и газопровод заработает на полную мощность.

Европарламент утвердил проект поправок в Газовую директиву Евросоюза. Этот документ позволит Брюсселю расширить возможности контроля морских газопроводов, в частности «Северного потока — 2».

«Сегодня мы заканчиваем эру внешних монополий на газовом рынке ЕС, которая годами заставляла потребителей платить гораздо более высокие счета за электроэнергию. Это отличные новости для наших граждан, промышленности и нашей общей безопасности в ЕС», — приводит ТАСС заявление главы комитета по промышленности, исследованиям и энергетике, польского евродепутата Ежи Бузека.

За проект поправок проголосовали 465 парламентариев, против — 95. Документу предстоит пройти заключительное одобрение Советом стран ЕС на уровне министров, после чего поправки опубликуют в правительственном бюллетене. Через 20 дней с этого момента новые меры вступят в силу. Государства в составе ЕС должны будут привести своё законодательство в соответствие с директивой в течение девяти месяцев.

Отметим, что Европарламент рассчитывает на вступление поправок в силу уже в мае 2019 года, то есть до запланированного срока запуска «Северного потока — 2».

Напомним, «Северный поток — 2» — это две нити газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год, направленные от побережья России в Балтийском море до Германии. Магистраль планируется ввести в эксплуатацию до конца 2019 года.

Принятый ЕП документ распространяет энергонормы Евросоюза на морские газопроводы в государствах ЕС, идущие из третьих стран за пределами территории альянса. Среди таких мер значится «анбандлинг» — запрет для добывающей газ компании одновременно с этим владеть газопроводом.

В пресс-релизе ЕП указан список правил, которые благодаря проекту поправок распространят на ведущие в ЕС из других стран газопроводы: доступ третьих сторон к 50% мощности газовой магистрали, недискриминационные тарифы и прозрачность.

Ранее Германия добилась смягчения поправок к Газовой директиве, согласно которым решение об исключении газопровода из-под действия заявленных норм принимает государство, на чьей территории магистраль входит в ЕС. В случае «Северного потока — 2» речь идёт о самой Германии.

Газовая директива не создаёт проблем для завершения строительства «Северного потока — 2» в срок, считает постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.

«Представители концерна Nord Stream 2 проявляют независимость, поэтому, я думаю, можно с достаточной долей уверенности сказать, что строительство будет продолжено, и мы рассчитываем, что оно завершится в срок», — сказал Чижов в эфире телеканала «Россия 24». 

Он уточнил, что у Еврокомиссии остаются «некоторые полномочия» по строительству «Северного потока — 2» и орган должен будет «дать свою отмашку».

Примечательно, что накануне публикации решения ЕП о Газовой директиве в США вновь заявили о негативном отношении к «Северному потоку — 2». 3 апреля на эту тему высказался вице-президента США Майк Пенс в ходе выступления в Атлантическом совете на мероприятии в рамках 70-летия НАТО.

«Если Германия продолжит строительство газопровода «Северный поток — 2», как сказал президент Трамп, это может в буквальном смысле сделать экономику Германии заложницей России», — процитировал The Hill Пенса.

«Будет предложен компромисс» 

Антимонопольное право ЕС достаточно молодо, его можно по-разному трактовать, рассказал в беседе с RT ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.

Он предположил, что для соблюдения норм будет создана ещё одна структура, которая будет осуществлять поставки газа отдельно от «Газпрома».

«Она будет администрировать те последние несколько километров «Северного потока — 2», которые находятся в море, чтобы формально «Газпром» не подпадал под это регулирование. Всё кончится тем, что проект будет достроен и регулирование будет дано такое, которое позволяет если не сразу, то в перспективе использовать газопровод на полную мощность», — пояснил аналитик.

В качестве примера Митрахович привёл газопровод Opal, который является ответвлением «Северного потока». Магистраль оказалась под антимонопольным регулированием, но путём «юридических аргументов и опоры на сильные компании» все претензии были к нему сняты, напомнил аналитик.

«Я думаю, что-то похожее может произойти с «Северным потоком — 2». Его будут пытаться ограничить, придумать кучу лазеек. Это всё может тянуться, но в конечном счёте «Северный поток — 2» выйдет на полную мощность», — заключил эксперт. 

Директор института национальной энергетики Сергей Правосудов также напомнил, что газопроводы, которые являются продолжением «Северного потока», всегда подпадали под действие европейского законодательства, в том числе Третьего энергетического пакета.

Собеседник RT отметил, что компромисс был найден, поскольку других поставщиков газа не нашлось.

«По российским законам только «Газпром» имеет право заниматься экспортом трубопроводного газа. ЕК предложила компромисс: на вторые 50% предлагаются аукционы, «Газпром» их выкупает и пользуется им — на 100% его заполняет», — говорит эксперт.

Он подчеркнул, что в соответствии с российскими законами других поставщиков, кроме «Газпрома», появиться не может.

«Скорее всего, будет нормальная ситуация, и будет предложен компромисс, тот же, который работает на «Северном потоке». Формально ситуация изменилась, а по сути своей не поменялось ничего», — заключил эксперт. 

Авторы: Сергей Гусаров, Анастасия Румянцева

Источник: RT, 05.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики