Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС может добавить "Северному потоку-2" мелких неприятностей

ЕС может добавить "Северному потоку-2" мелких неприятностей

В четверг Евросоюз окончательно одобрил поправки к Газовой директиве, касающиеся морских участков газопроводов на территории ЕС. На пленарной сессии Европарламента в его поддержку проголосовало 465 депутатов, против — 95. Последнее одобрение ожидается 15 апреля на совете министров стран ЕС по сельскому хозяйству без обсуждения – будет просто голосование. Поправки касаются правил работы морских участков газопроводов в Евросоюзе и, следовательно, двух "Северных потоков". Постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов уже заявил, что строительство "Северного потока —2" будет продолжено, несмотря на новую Газовую директиву ЕС.

Ранее о том же говорил глава Минэнерго РФ Александр Новак. По его словам, обсуждаемый сейчас вариант позволяет регулятору, на территорию которого приходит газопровод с морской части на сухопутную, самостоятельно принимать решения о регулировании деятельности операторов таких проектов.

ТРУДНОСТИ ПРЕОДОЛИМЫ

Опрошенные агентством "Прайм" эксперты призывают дождаться публикации окончательного текста поправок – пока в прессе есть лишь предварительные варианты. Если исходить из них, то строительству трубопроводов действительно ничего не угрожает – ограничения могут затронуть лишь их использование.

"При этом "Газпром" уже прорабатывает варианты ликвидации возможных угроз "Северному потоку-2". В частности, речь шла о том, что последняя часть трубопровода, которая проходит уже в акватории Германии и, значит, ЕС, выделяется в отдельный проект и передается независимой компании. Таким образом, российская сторона управлять этим участком не будет, но сможет прокачивать по нему газ", — пояснил ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

При этом он отметил, что "Газпрому" в этом случае придется доказывать, что в ту точку в море, где начинается новый проект, физически не может прийти альтернативный газ, поэтому на этот участок нельзя распространять действие Третьего энергопакета.

То же самое в свое время делали с первым "Северным потоком" – в том месте, где труба вышла на землю Германии, ее разделили на два газопровода – Nel и Opal. Первый предназначен для нужд Германии, второй поставляет газ в другие страны ЕС. На то, чтобы доказать невозможность подключения альтернативного поставщика к поставкам по Opal, ушло несколько лет, но в конечном итоге необоснованность ограничений признал даже арбитраж в рамках ВТО.

Газовая директива не угрожает "Северному потоку-2", — согласен аналитик ИФК "Солид" Вадим Кравчук. "По сути, документ лишь стандартизирует правила морских участков трубопроводов с правилами, действующими для проектов на суше", — отметил он.

На сроки реализации новый документ также не повлияет, но существует ряд других факторов, от которых будет зависеть дата запуска "Северного потока-2". На текущий момент готово 37% трубопровода, строительство идет по плану, но требование Дании о проведении дополнительной экологической экспертизы может сдвинуть сроки на 1-2 месяца. Не стоит исключать и более решительных действий со стороны США, например, введения санкций за участие в проекте.

"Вследствие роста предложения мировые цены на газ снижаются в начале года, что заставляет пересмотреть сроки окупаемости "Северного потока-2". На котировки акций "Газпрома" ситуация влияет мало, так как инвесторы ждут значительного сокращения капитальных затрат в 2020 году и рост дивидендов", — добавил эксперт.

АЛЬТЕРНАТИВЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕТ

При этом тенденция роста спроса на российский газ продолжается, прежде всего, из-за падения добычи в Европе. В 2018 году "Газпром" установил очередной рекорд поставок газа на экспорт в дальнее зарубежье – 201,8 млрд кубометров, что на 3,8% больше, чем в 2017 году. Его доля на европейском рынке трубопроводного газа составила 37,7%.

Европейский рынок сейчас является местом противостояния и жесткой конкуренции со стороны крупнейших мировых поставщиков газа, рассуждают эксперты. США используют политическое давление для увеличения поставок в регион, ближневосточные поставщики снижают цены на СПГ, но их газ с учетом транспортных расходов все равно будет дороже, чем  тот, что "Газпром" поставляет по трубам, отметил Кравчук.

Таким образом, полностью отказаться от российского газа Европа в обозримом будущем не сможет. Для сравнения – за год поставки "Газпрома" в Европу составили 200 млрд кубов, тогда как поставки СПГ из США за всю историю составили всего 17 млрд кубов, приводит пример Юшков.

"Проект Nabucco, о котором столько говорили, так и остался проектом — Туркмения по-прежнему не может строить газопровод через Каспий. Не придет и Иран, который США вовсе задавили санкциями. Впрочем, США теперь ставят палки в колеса любым поставщикам, стремясь занять место на европейском рынке", — указал он.

Если говорить о трубопроводных конкурентах, то это Норвегия и Алжир, а на рынке СПГ первое место по поставкам в ЕС принадлежит Катару. Но никто из них не сможет стать полноценной альтернативой российскому газу, скорее, европейцы увеличат использование альтернативных источников энергии, заключил эксперт. 

Автор: Наталья Карнова

источник: ПРАЙМ, 04.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики