Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Соглашение оставили без подробностей

Соглашение оставили без подробностей

Как договоренности властей и нефтяников отразятся на рынке топлива

Стоимость бензина заморозили до июля, но потом цены снова могут пойти вверх. Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что власти договорились с нефтяниками о продлении действующего соглашения, которое подразумевает заморозку цен и компенсацию правительством выпадающих доходов производителей топлива. Премьер Дмитрий Медведев, в свою очередь, заявил, что это позволит сельскохозяйственному сектору провести посевную кампанию без сбоев.

Так что же будет с ценами на топливо в ближайшие три месяца и после окончания соглашения? Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша говорит, что рядовым автолюбителям беспокоиться не придется, а вот независимые АЗС оказались в подвешенном состоянии: «Соглашение касалось только мелкооптовых цен для рядовых автомобилистов: если будет рост цен, то он останется в пределах инфляции. Вопрос давно решен. Нефтяные компании поднимать цены выше, чем уровень инфляции, не будут. А так как рынок конкурентный, то в общем виде ценники не будут меняться.

Мы понимаем, что опт после завершения соглашения может быть выше индикативных цен. Это означает опять убытки для розницы.

Именно этот вопрос нас волнует больше всего. Последнее время оптовые цены пошли вверх, поставки на внутренний рынок начали сокращаться, запасы старые заканчиваются, и это может послужить причиной роста оптовых цен. Если случится повторение прошлого года, когда оптовые цены выросли выше розничных, то это будет страшно для отрасли».

Даже действовавшее ранее соглашение с нефтяниками не обеспечило стабильности оптовых цен, отметил участник топливного рынка Юрий Зуев. По его мнению, в ближайшие три месяца розничная стоимость бензина может существенно меняться: «Трудно предсказать, что произойдет, потому что вроде цены, в том числе по дизелю, опустились до нужного уровня, рентабельность хорошая. Однако они буквально подержались неделю, и уже на летнее топливо ценники выросли на 500 руб. в опте. Как можно предсказать, как поведет себя руководство компаний? По всей видимости, будут такие определенные качели, нажимание на пружину, чтобы понять, насколько хватит терпения властей или независимого сектора.

Кроме того, нас ждет сезон повышенного спроса, значит, цена пойдет вверх.

Если оптовые цены вырастут, то розница тоже начнет расти».

Как сообщают СМИ, власти пошли на некоторые уступки нефтяникам, в частности, скорректирован демпфирующий механизм, который ранее заставлял производителей топлива работать себе в убыток. По подсчетам Минфина, такой компромисс приведет к потерям бюджета почти в 200 млрд руб., и как их компенсировать, в правительстве пока не договорились: звучали предложения сделать это за счет Фонда национального благосостояния, повышения налога на добычу полезных ископаемых или пошлины на некоторые виды топлива.

Если к лету этот вопрос не будет решен окончательно, бензин на заправках в июле может значительно подорожать, считает эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович: «Финальных обязывающих соглашений нет, продолжается переговорный процесс, который идет уже несколько недель. Как раз потому, что прошло уже несколько совещаний, а не одно, и подписываются лишь их итоговые протоколы, можно судить, что борьба идет очень жесткая, и никто не хочет уступать — ни Минфин, ни нефтяники, которых поддерживает Минэнергетики. Вопрос очень болезненный, потому что сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, никак не удается. Кто-то обязательно должен заплатить. Если, например, брать деньги в Фонде национального благосостояния, то он нужен для пенсионных целей, инфраструктурных проектов, таких как "Ямал-СПГ". В конечном счете, кому-то придется платить. И я думаю, что по прошествии этих месяцев, так или иначе, Россия выйдет на траекторию роста цен на бензин, который будет стремиться примерно к уровню тех стран, куда российские компании экспортируют моторное топливо».

Как отмечают аналитики, возможно, после июля продлевать соглашение уже не придется. Россия ведет консультации со странами ЕАЭС о лицензировании экспорта нефтепродуктов. К этой идее негативно относятся производители топлива, поскольку она может поставить крест на бизнесе по переработке.

Автор: Григорий Колганов 

Источник: Коммерсантъ FM, 05.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики