Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Независимым трейдерам закрывают внешние рынки

Независимым трейдерам закрывают внешние рынки

Зачем дополнительно ужесточать условия для экспортеров

Власти планируют прекратить возвращать трейдерам НДС при экспорте топлива. Как пишут «Ведомости», такую меру обсуждают в правительстве. Она коснется тех компаний, у которых нет собственной нефтепереработки. В кабмине считают, что сейчас у спекулянтов есть стимул купить топливо внутри страны и выгодно перепродать на внешнем рынке, что провоцирует в России дефицит бензина и рост цен.

Впрочем, обычно экспорт топлива и так невыгоден независимым трейдерам. Об этом «Ъ FM» рассказал гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз: «В значительной степени это не повлияет на топливное обеспечение конечных потребителей на территории страны. На самом деле подавляющее количество трейдеров не занимаются экспортом, практически все объемы поставляются производителями. Дело в том, что помимо налоговой нагрузки в виде НДС есть еще акцизы, которые при экспорте не возвращаются тем, кто не является производителем, и уже этот момент перечеркивает всю экономическую составляющую этих операций. В ситуации, когда цены внешнего рынка сильно отличается от внутреннего и разница превышает уровень акциза, мера будет работать, а это что-то из ряда вон выходящее. Разумеется, есть ряд участников рынка, которые занимаются экспортом, и это достаточно больно ударит по ним, потому что сделает экспорт просто невозможным — вывозить товар из страны станет экономически невыгодно».

Тогда зачем дополнительно ужесточать условия для экспортеров? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что таким образом крупные нефтяные компании борются с конкурентами, а государство делает еще один шаг к полному регулированию топливного рынка. «Эту историю лоббируют, в том числе и сами крупные рынки, для них это лишние конкуренты. Мы много лет развивали биржевую торговлю и, получается, буквально за полгода сворачиваем всю либеральную модель рынка. По идее биржевая торговля предполагает наличие трейдеров, которые участвуют в торгах, устанавливают равновесную цену. Сейчас, получается, что всю рыночную торговлю сводят до некой фикции, то есть сейчас выстраивается довольно примитивная модель рынка. Правительство считает, что сможет этим всем управлять, но, скорее всего, все негативные истории, которые были и в советское время при попытках все регулировать, — это и дефицит, и ухудшение качества топлива — могут вернуться. В правительстве убеждены, что нефтепродукты дорожают из-за дефицита, хотя это зачастую не так. У нас все-таки возросла себестоимость нефти, вырос НДПИ, опять же ввели акцизы, то есть здесь куча факторов. А с более дорогой нефти должны получаться более дорогие нефтепродукты, что логично, а они пытаются затолкать всех на внутренний рынок.

Единственное, что может помочь, — это увеличение демпирующей надбавки.

Чем больше денег возвращается из бюджета нефтяникам, тем больше они смогут сдерживать рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Тогда возникает вопрос: зачем нужно было проводить налоговый маневр, если вы берете с нефтяников больше, но при этом им же начинаете больше и отдавать».

Как пишут «Ведомости», в правительстве обсуждают и другие меры по стабилизации топливного рынка. Например, введение лицензий на экспорт нефтепродуктов и новую методику расчета компенсаций нефтяникам за поставки на внутренний рынок.

Автор: Сергей Гусев 

Источник: Коммерсантъ FM, 08.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики