Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Строительство сухопутной части "Турецкого потока" подводит черту под украинским транзитом

Строительство сухопутной части "Турецкого потока" подводит черту под украинским транзитом

Строительство в Турции сухопутного ответвления «Турецкого потока» является важной частью данного проекта – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

В рамках «Турецкого потока» все идет по плану

Дело в том, что в Россию для участия в восьмом заседании российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня прибыл президент Турции Реджеп Эрдоган, который собирается сегодня провести переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным.

Эрдоган уже успел сделать заявление, где коснулся темы «Турецкого потока», отметив, что строительство морской части данного газопровода полностью завершено, а строительство сухопутной части продолжается согласно плану и должно быть закончено в срок.

При этом, не до конца ясно, о чем здесь идет разговор. Об инфраструктуре для первой нитки «Турецкого потока», которая принесет 16,5 млрд кубов газа на внутренний рынок Турции или о продолжении второй нитки, которая доставит газ до границ государств Евросоюза.

«Что касается готовой первой нитки, то здесь имеется в виду инфраструктура, которая должна будет доставить газ на внутренний рынок Турции, причем по этому вопросу есть основания полагать, что в данном контексте на сегодня все работы завершены. Здесь труба дошла до берега и уже вышла на него, а сам сухопутный участок «Турецкого потока» представляет собой где-то 20 километров», - констатирует Юшков

В результате, инфраструктура «Турецкого потока» просто присоединилась к той трубе, которая сегодня поставляет газ в Турцию, и это говорит о том, что здесь не требуется каких-то масштабных инфраструктурных работ для того, чтобы доставить газ турецкому потребителю.

«Сегодня Россия поставляет газ Турции следующим путем. Одна часть идет на восток Турции через газопровод «Голубой поток», это также морская инфраструктура, которая проходит через Черное море, а вторая часть поступает транзитом через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию в европейскую часть Турции, куда и будет включен газопровод «Турецкий поток», - резюмирует Юшков.

Соответственно, «Турецкий поток» станет этаким перекрестком в контексте энергетической системы Турции, где первая нитка будет качать газ дальше на Восток для внутренних нужд Турции, а вторая станет по старой инфраструктуре поставлять газ на Запад, т.е. в Европу.

«Здесь будет использована та же инфраструктура, что и раньше, поэтому неудивительно, что все основные работы уже завершены, особенно если разговор идет о первой нитке «Турецкого потока», которая поставит природный газ для внутреннего рынка Турции», - заключает Юшков

Что касается западного маршрута, по которому газ через «Турецкий поток» пойдет на европейский рынок, то здесь надо построить компрессорные станции и модернизировать газовую инфраструктуру до Болгарии – вероятно, об этом проекте и рассуждает Эрдоган.

«Таким образом, здесь не может быть разговора о строительстве дополнительной газотранспортной инфраструктуры, пусть и в соглашении по строительству «Турецкого потока» разговор шел о выходе проекта на границу Турции и Греции», - констатирует Юшков.

Очевидно, что компания «Газпром» больше не рассматривает такой вариант, поскольку вариант транспортировки российского газа через Болгарию является наиболее оптимальным, как с точки зрения вложения средств, так и возможных правовых трений с ЕС. Ведь известно, что строительство нового проекта может быть заблокировано Еврокомиссией, а здесь будут использованы существующие мощности.

Об украинском газовом транзите скоро можно будет забыть

Все это говорит о том, что близок к своему логическому завершению не только «Северный поток-2», но и «Турецкий поток», что в итоге уберет с Украины большую часть газового транзита и снизит геополитическую важность данного государства. 

«55 млрд кубов уйдет на «Северный поток-2», 37,5 уйдет на обе нитки «Турецкого потока». При этом, через Украину в 2018 году прошло 86 млрд кубов газа, поэтому эти новые мощности фактически закроют весь украинский транзит», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, это не противоречит текущим тезисам Москвы и Брюсселя, что украинский транзит в ближайшие годы останется, поскольку, во-первых, выход на полную мощность данных проектов займет время, во-вторых, некоторым странам восточной Европы будет дешевле закупать газ через Украину, а, в-третьих, в Евросоюзе может вырасти спрос на российский газ.

«Например, европейцам нужно еще расширить все свои газопроводы для того, чтобы начать принимать природный газ с «Северного потока-2» в полном объеме, а на это уйдет время, и это с точки зрения технологий не самая простая задача», - заключает Юшков.

К тому же, могут возникнуть проблемы со стороны Еврокомиссии, которая, как известно, «заурегулировала» первый «Северный поток» путем так называемого Третьего энергопакета и де-факто снизила его транзитные возможности на 50 процентов. 

«Также нельзя забывать про то, что для того, чтобы доставить российский газ до Австрии, нужно будить построит интерконнекторы в Европе, а на это нужно время, и явно, что к январю 2020 году это наши партнеры сделать не успеют», - констатирует Юшков.

Другой вопрос, что российские проекты развиваются и очень скоро конечный результат здесь будет достигнут.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 08.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики