Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Сечин возмутился зарегулированностью рынка

Игорь Сечин возмутился зарегулированностью рынка

Насколько эффективны меры, предложенные главой «Роснефти»

Глава «Роснефти» раскритиковал действия правительства по стабилизации цен на топливо. По словам Игоря Сечина, из-за ручного управления компании потеряли миллиарды рублей, а само соглашение о сдерживании цен продлили до 1 июля без обсуждения с нефтяниками. Господин Сечин, по данным СМИ, предложил премьер-министру вернуться к рыночным механизмам. Чего теперь ждать автовладельцам? Разбирался Владислав Викторов.

Обсуждение очередного соглашения о заморозке цен на топливо прошло в правительстве 26 марта. И с тех пор в «Роснефти» на просьбы “Ъ FM” прокомментировать договоренности всегда отвечали отказом. Теперь глава компании Игорь Сечин решил высказаться о соглашении, причем, по данным СМИ, сразу в письме главе правительства Дмитрию Медведеву. Главный исполнительный директор «Роснефти» заявил, что от ручного управления компании теряют миллиарды рублей. И это при том, что сейчас ситуация на рынке стабильная. Не пора ли тогда вернуться к рыночным механизмам? Господин Сечин предлагает обязать компании поставлять на внутренний рынок 17,5% добываемой нефти и ввести плавающий акциз. В этом случае цены будут регулироваться рынком. Предпринимателям хорошо, а вот потребителям это вряд ли понравится, полагает заведующий отделом бизнеса газеты «Коммерсантъ» Юрий Барсуков:

Если спрос на рынке будет выше, чем предполагается, то цены могут очень резко вырасти.

Причем существеннее, чем это возможно в нынешней системе ценового регулирования, которое тоже несовершенно. Я не вижу никаких шансов, что это будет реализовано в том виде, в котором он предлагает. Но не исключено, что могут быть реализованы отдельные элементы этой концепции».

В самой компании письмо господина Сечина комментировать не стали. Впрочем, руководство «Роснефти» всегда нелестно отзывалось о мерах правительства и неоднократно озвучивало свое видение того, как стоит сдерживать цены на бензин в рознице. Например, в компании предлагали обязать нефтяников поставлять определенный объем топлива на внутренний рынок. Но такой подход выгоден лишь крупным предприятиям и, прежде всего, самой «Роснефти», говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Да и на практике реализовать это не просто. «Вопрос заключается в том, кто будет это контролировать? Такие предложения уже возникали. Эти 17,5% у нас соответствуют определенным критериям, которые появляются в бизнесе "Роснефти", они считают, что могут поставлять такие объемы. Другие же, возможно, и не будут иметь возможности их реализовать»,— отмечает Сергиенко.

Критиковали действия правительства и в «Газпром нефти». В конце марта главу компании Александра Дюкова возмутила зарегулированность рынка, которая не дает компаниям развивать нефтепереработку. Не устраивает его и механизм компенсаций за поставки на внутренний рынок, из-за которого бизнес потерял сотни миллиардов. Но в правительстве обещали это исправить. А вот что касается критики со стороны Игоря Сечина, то здесь есть и личные мотивы, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Сечин очень ревностно относится к деятельности вице-премьера Козака, потому что мы привыкли уже воспринимать Игоря Ивановича как второго человека в нефтянке после Путина, а здесь появляется довольно серьезный игрок — регулятор — который пытается эти вопросы решать. Глава "Роснефти", с одной стороны, справедливо говорит о том, что никаким рыночным регулированием здесь не пахнет. С другой стороны, те меры, которые предлагаются в его письме, никаких рыночных механизмов тоже не содержат».

Тем временем с корректировкой компенсаций для нефтяников все не так однозначно. По оценкам Минфина, бюджет в результате не дополучит почти 200 млрд руб. И откуда брать эти деньги, похоже, никто пока не придумал.

Зато в Минфине высказались по поводу другой меры — введения лицензирования экспорта нефти. В ведомстве пояснили, что сейчас рассматривается альтернативный вариант — отмена возврата НДС трейдерам за продажу нефти за рубеж. Окончательное решение по этому вопросу должно принять Министерство энергетики.

Автор: Владислав Викторов 

Источник: Коммерсантъ FM, 09.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики