Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Остановит ли Белоруссия транзит российский нефти

Остановит ли Белоруссия транзит российский нефти

Вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко по итогам совещания президента страны Александра Лукашенко с экономическим блоком правительства заявил, что Белоруссия изучает возможность ограничения работы либо перекрытия участков нефтепровода «Дружба», по которому осуществляется транзит российской нефти, для проведения ремонтных работ.

Идея остановки транзита для ремонта выглядит надуманной. Явно, что эта история касается не ремонта, а отношений России и Белоруссии. Белоруссия считает, что таким образом может надавить на Россию и решить сразу ряд вопросов. 

Во-первых, Белоруссия хочет получить компенсацию за налоговый маневр в России. В рамках завершения налогового маневра нефть для нефтеперерабатывающих предприятий станет дороже, но для российских НПЗ будут субсидии, а для белорусских НПЗ такие субсидии не предусмотрены, и Белоруссия хочет получить за это компенсацию.

Также Белоруссия хочет продолжать зарабатывать в ситуации, связанной с санкционной риторикой, когда она является страной, которая получает западные товары, переупаковывает их и поставляет в Россию. К примеру, проявилась история с яблоками и грушами. Россия считает, что это польские товары, а белорусы говорят, что это белорусские фрукты. Это приводит к тому, что Россия конфискует товары на границе.

Таким образом, эта ситуация стала своего рода ответом, «спусковым крючком». На самом деле, через Белоруссию проходит много труб, и ремонты там всегда были. Это неправда, что ремонтов не было. Нет никакой проблемы перекинуть нефть с одной трубы на другую и провести ремонт, никаких ограничений в транзите при этом не возникнет. Поэтому все это надумано, что остановка транзита должна быть.

Если транзит будет остановлен, Белоруссия сама себе этим навредит: они не будут получать деньги за транзит, плюс обостряются другие энергетические вопросы. Как известно, мы платим так называемую «перетаможку», когда российский бюджет перечисляет пошлины в белорусский бюджет. В 2017 году эта сумма составила $500 млн, в 2018 году - $700 млн. Эти деньги просто выделяются для поддержки экономики Белоруссии. Сразу возникнет вопрос: если нет транзита, зачем мы вам пошлину будем перечислять? Ожидалось, что мы эту историю прекратим с 2020 года, но нынешние заявления могут привести к тому, что «перетаможка» может прекратиться со следующего квартала. Аналогично по другим вопросам: какая может быть компенсация за налоговый маневр, если вы пытаетесь нас шантажировать?

Попытка Белоруссии давить приведет с обратному результату. У нас есть порты Балтики — Усть-Луга и Приморск, есть Новороссийск. Транзит через Белоруссию каждый год уменьшается. Но, конечно, хотелось бы, чтобы транзит сохранился, так как ряд центрально-европейских стран получают нефть именно по этому направлению.

В самом радикальном варианте Россия может сказать, что раз нужен ремонт, мы проведем его на своей территорию, и остановить поставки в Белоруссию. Белорусские НПЗ не будут получать нефть. Как они тогда будут осуществлять свой бизнес? По 2018 году они должны были понять, что метод давления не работает.

Я не считаю, что Белоруссия в реальности остановит транзит. Думаю, что история будет урегулирована, потому что это невыгодно самой Белоруссии.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 11.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики