Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Остановит ли Белоруссия транзит российский нефти

Остановит ли Белоруссия транзит российский нефти

Вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко по итогам совещания президента страны Александра Лукашенко с экономическим блоком правительства заявил, что Белоруссия изучает возможность ограничения работы либо перекрытия участков нефтепровода «Дружба», по которому осуществляется транзит российской нефти, для проведения ремонтных работ.

Идея остановки транзита для ремонта выглядит надуманной. Явно, что эта история касается не ремонта, а отношений России и Белоруссии. Белоруссия считает, что таким образом может надавить на Россию и решить сразу ряд вопросов. 

Во-первых, Белоруссия хочет получить компенсацию за налоговый маневр в России. В рамках завершения налогового маневра нефть для нефтеперерабатывающих предприятий станет дороже, но для российских НПЗ будут субсидии, а для белорусских НПЗ такие субсидии не предусмотрены, и Белоруссия хочет получить за это компенсацию.

Также Белоруссия хочет продолжать зарабатывать в ситуации, связанной с санкционной риторикой, когда она является страной, которая получает западные товары, переупаковывает их и поставляет в Россию. К примеру, проявилась история с яблоками и грушами. Россия считает, что это польские товары, а белорусы говорят, что это белорусские фрукты. Это приводит к тому, что Россия конфискует товары на границе.

Таким образом, эта ситуация стала своего рода ответом, «спусковым крючком». На самом деле, через Белоруссию проходит много труб, и ремонты там всегда были. Это неправда, что ремонтов не было. Нет никакой проблемы перекинуть нефть с одной трубы на другую и провести ремонт, никаких ограничений в транзите при этом не возникнет. Поэтому все это надумано, что остановка транзита должна быть.

Если транзит будет остановлен, Белоруссия сама себе этим навредит: они не будут получать деньги за транзит, плюс обостряются другие энергетические вопросы. Как известно, мы платим так называемую «перетаможку», когда российский бюджет перечисляет пошлины в белорусский бюджет. В 2017 году эта сумма составила $500 млн, в 2018 году - $700 млн. Эти деньги просто выделяются для поддержки экономики Белоруссии. Сразу возникнет вопрос: если нет транзита, зачем мы вам пошлину будем перечислять? Ожидалось, что мы эту историю прекратим с 2020 года, но нынешние заявления могут привести к тому, что «перетаможка» может прекратиться со следующего квартала. Аналогично по другим вопросам: какая может быть компенсация за налоговый маневр, если вы пытаетесь нас шантажировать?

Попытка Белоруссии давить приведет с обратному результату. У нас есть порты Балтики — Усть-Луга и Приморск, есть Новороссийск. Транзит через Белоруссию каждый год уменьшается. Но, конечно, хотелось бы, чтобы транзит сохранился, так как ряд центрально-европейских стран получают нефть именно по этому направлению.

В самом радикальном варианте Россия может сказать, что раз нужен ремонт, мы проведем его на своей территорию, и остановить поставки в Белоруссию. Белорусские НПЗ не будут получать нефть. Как они тогда будут осуществлять свой бизнес? По 2018 году они должны были понять, что метод давления не работает.

Я не считаю, что Белоруссия в реальности остановит транзит. Думаю, что история будет урегулирована, потому что это невыгодно самой Белоруссии.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 11.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики