Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Остановит ли Белоруссия транзит российский нефти

Остановит ли Белоруссия транзит российский нефти

Вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко по итогам совещания президента страны Александра Лукашенко с экономическим блоком правительства заявил, что Белоруссия изучает возможность ограничения работы либо перекрытия участков нефтепровода «Дружба», по которому осуществляется транзит российской нефти, для проведения ремонтных работ.

Идея остановки транзита для ремонта выглядит надуманной. Явно, что эта история касается не ремонта, а отношений России и Белоруссии. Белоруссия считает, что таким образом может надавить на Россию и решить сразу ряд вопросов. 

Во-первых, Белоруссия хочет получить компенсацию за налоговый маневр в России. В рамках завершения налогового маневра нефть для нефтеперерабатывающих предприятий станет дороже, но для российских НПЗ будут субсидии, а для белорусских НПЗ такие субсидии не предусмотрены, и Белоруссия хочет получить за это компенсацию.

Также Белоруссия хочет продолжать зарабатывать в ситуации, связанной с санкционной риторикой, когда она является страной, которая получает западные товары, переупаковывает их и поставляет в Россию. К примеру, проявилась история с яблоками и грушами. Россия считает, что это польские товары, а белорусы говорят, что это белорусские фрукты. Это приводит к тому, что Россия конфискует товары на границе.

Таким образом, эта ситуация стала своего рода ответом, «спусковым крючком». На самом деле, через Белоруссию проходит много труб, и ремонты там всегда были. Это неправда, что ремонтов не было. Нет никакой проблемы перекинуть нефть с одной трубы на другую и провести ремонт, никаких ограничений в транзите при этом не возникнет. Поэтому все это надумано, что остановка транзита должна быть.

Если транзит будет остановлен, Белоруссия сама себе этим навредит: они не будут получать деньги за транзит, плюс обостряются другие энергетические вопросы. Как известно, мы платим так называемую «перетаможку», когда российский бюджет перечисляет пошлины в белорусский бюджет. В 2017 году эта сумма составила $500 млн, в 2018 году - $700 млн. Эти деньги просто выделяются для поддержки экономики Белоруссии. Сразу возникнет вопрос: если нет транзита, зачем мы вам пошлину будем перечислять? Ожидалось, что мы эту историю прекратим с 2020 года, но нынешние заявления могут привести к тому, что «перетаможка» может прекратиться со следующего квартала. Аналогично по другим вопросам: какая может быть компенсация за налоговый маневр, если вы пытаетесь нас шантажировать?

Попытка Белоруссии давить приведет с обратному результату. У нас есть порты Балтики — Усть-Луга и Приморск, есть Новороссийск. Транзит через Белоруссию каждый год уменьшается. Но, конечно, хотелось бы, чтобы транзит сохранился, так как ряд центрально-европейских стран получают нефть именно по этому направлению.

В самом радикальном варианте Россия может сказать, что раз нужен ремонт, мы проведем его на своей территорию, и остановить поставки в Белоруссию. Белорусские НПЗ не будут получать нефть. Как они тогда будут осуществлять свой бизнес? По 2018 году они должны были понять, что метод давления не работает.

Я не считаю, что Белоруссия в реальности остановит транзит. Думаю, что история будет урегулирована, потому что это невыгодно самой Белоруссии.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 11.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики