Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович не увидел ничего «гиперстрашного» в поправках в Газовой директиве ЕС

Митрахович не увидел ничего «гиперстрашного» в поправках в Газовой директиве ЕС

Ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович прокомментировал утверждение советом стран ЕС поправок к Газовой директиве Евросоюза.
 
Документ, одобрение которого состоялось без обсуждения текста проекта, предписывает распространение действующих на наземные трубы правил на новые и уже функционирующие газопроводы. Вступление закона в силу состоится спустя 20 дней с момента опубликования его в официальном журнале ЕС.
 
В интервью «ПолитЭксперту» Станислав Митрахович отметил, что для него это решение было ожидаемым, поскольку оно было согласовано еще два месяца назад, когда этот вопрос обсуждался в комитетах совета ЕС.
 
«Было принято решение реформировать антимонопольное право ЕС и ввести поправки в каждую директиву, которая юридически дает возможность накладывать ограничения на те газопроводы, которые проложены не только на территории ЕС, но и ведут туда из третьих стран. В частности, из России», - подчеркнул специалист.
 
Для РФ было бы лучше, чтобы никакие поправки не принимались. Однако они не носят смертельный характер. Дело в том, что, исходя из антимонопольного регулирования, можно делать исключения. Как правило, на такой шаг может пойти то государство, которое имеет первенство на территории, куда приходит газопровод. В данном случае речь идет о Германии, подчеркнул собеседник. Берлину придется сделать исключение после согласования с Европейской Комиссией и, возможно, с другими ресурсами ЕС. Это, в свою очередь, может потребовать дополнительных усилий. Тем не менее, в принципе, ничего невыполнимого здесь нет. Как итог, газопровод может быть выведен из этого антимонопольного регулирования. В крайнем случае, если этого не произойдет сразу, то случится все равно, например, спустя полтора года. Ничего «гиперстрашного» эксперт в этом не видит.
 
«Есть хороший пример, это «Северный поток-1», на который также распространялся этот закон, в результате чего его нельзя было загрузить на полную мощность. Поэтому опять же спустя время с помощью Германии эти ограничения с него были сняты. В судах это все тоже было доказано, я думаю, аналогичная история может быть с «Северным потоком-2». В крайнем случае, можно поменять юридическую форму этого газопровода», - полагает Митрахович.
 
Евросоюз проводит политику либерализации газового рынка, подразумевающую открытый доступ для всех участников. В частности, ЕС не допускает, чтобы трубопровод находился под единоличным управлением государства, осуществляющего экспорт газа. По этой причине принятая директива полностью отвечает общему формату действий Брюсселя.     
 
Кроме того, обозначается курс на приверженность антимонопольных норм. В большей степени это инициатива США, а Евросоюз лишь демонстрирует, что делает так, как нужно Вашингтону.
 
«Северный поток-2» все равно будет работать. Россию устраивает компромисс, при котором канцлер ФРГ Ангела Меркель «строит глазки» Америке, но и одновременно ведет дела с Москвой», - заявил собеседник.
 
Германия после согласования с Европейской Комиссией получит возможность самостоятельно делать исключения. В противном случае придется идти на хитрость. Как вариант, предложил Митрахович, создание отдельной компании, которая будет владеть последними километрами трубопровода. В таком случае она не будет иметь отношения к «Газпрому», и не попадет под антимонопольное право. Однако сейчас нет конкретного представления, как это будет работать технически, резюмировал эксперт.
 
Автор: Александр Фролов

Источник: ПолитЭксперт, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики