Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович не увидел ничего «гиперстрашного» в поправках в Газовой директиве ЕС

Митрахович не увидел ничего «гиперстрашного» в поправках в Газовой директиве ЕС

Ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович прокомментировал утверждение советом стран ЕС поправок к Газовой директиве Евросоюза.
 
Документ, одобрение которого состоялось без обсуждения текста проекта, предписывает распространение действующих на наземные трубы правил на новые и уже функционирующие газопроводы. Вступление закона в силу состоится спустя 20 дней с момента опубликования его в официальном журнале ЕС.
 
В интервью «ПолитЭксперту» Станислав Митрахович отметил, что для него это решение было ожидаемым, поскольку оно было согласовано еще два месяца назад, когда этот вопрос обсуждался в комитетах совета ЕС.
 
«Было принято решение реформировать антимонопольное право ЕС и ввести поправки в каждую директиву, которая юридически дает возможность накладывать ограничения на те газопроводы, которые проложены не только на территории ЕС, но и ведут туда из третьих стран. В частности, из России», - подчеркнул специалист.
 
Для РФ было бы лучше, чтобы никакие поправки не принимались. Однако они не носят смертельный характер. Дело в том, что, исходя из антимонопольного регулирования, можно делать исключения. Как правило, на такой шаг может пойти то государство, которое имеет первенство на территории, куда приходит газопровод. В данном случае речь идет о Германии, подчеркнул собеседник. Берлину придется сделать исключение после согласования с Европейской Комиссией и, возможно, с другими ресурсами ЕС. Это, в свою очередь, может потребовать дополнительных усилий. Тем не менее, в принципе, ничего невыполнимого здесь нет. Как итог, газопровод может быть выведен из этого антимонопольного регулирования. В крайнем случае, если этого не произойдет сразу, то случится все равно, например, спустя полтора года. Ничего «гиперстрашного» эксперт в этом не видит.
 
«Есть хороший пример, это «Северный поток-1», на который также распространялся этот закон, в результате чего его нельзя было загрузить на полную мощность. Поэтому опять же спустя время с помощью Германии эти ограничения с него были сняты. В судах это все тоже было доказано, я думаю, аналогичная история может быть с «Северным потоком-2». В крайнем случае, можно поменять юридическую форму этого газопровода», - полагает Митрахович.
 
Евросоюз проводит политику либерализации газового рынка, подразумевающую открытый доступ для всех участников. В частности, ЕС не допускает, чтобы трубопровод находился под единоличным управлением государства, осуществляющего экспорт газа. По этой причине принятая директива полностью отвечает общему формату действий Брюсселя.     
 
Кроме того, обозначается курс на приверженность антимонопольных норм. В большей степени это инициатива США, а Евросоюз лишь демонстрирует, что делает так, как нужно Вашингтону.
 
«Северный поток-2» все равно будет работать. Россию устраивает компромисс, при котором канцлер ФРГ Ангела Меркель «строит глазки» Америке, но и одновременно ведет дела с Москвой», - заявил собеседник.
 
Германия после согласования с Европейской Комиссией получит возможность самостоятельно делать исключения. В противном случае придется идти на хитрость. Как вариант, предложил Митрахович, создание отдельной компании, которая будет владеть последними километрами трубопровода. В таком случае она не будет иметь отношения к «Газпрому», и не попадет под антимонопольное право. Однако сейчас нет конкретного представления, как это будет работать технически, резюмировал эксперт.
 
Автор: Александр Фролов

Источник: ПолитЭксперт, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики