Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третья заявка к Дании предваряет уход "Северного потока-2" на обходной маршрут

Третья заявка к Дании предваряет уход "Северного потока-2" на обходной маршрут

Третья заявка Nord Stream 2 на строительство "Северного потока-2" – последняя попытка России добиться от Дании ответа по проекту газопровода. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Датчане не хотят выдавать разрешение на строительство газопровода, но не могут дать и запрет, так как его придется обосновывать. Первая заявка подавалась весной 2017 года, когда действовал закон, что Стокгольм обязан рассмотреть документ только с точки зрения вреда экологии. Уже тогда было ясно, что природе ущерба "Северный поток-1" не наносит, а значит, и к второму газопроводу претензий быть не может. Тогда Дания начала менять свои законы, но и применять их к первой заявке не могла.

Согласие Стокгольм не может дать потому, что на него давят и Брюссель, и Вашингтон. В 2017 году глава Госдепартамента США устроил целое турне по Европе, открыто запугивая Европу последствиями поддержки "Северного потока-2". Именно тогда Швеция заговорила о возможной высадке десанта РФ на острове Готланд под видом ремонтных бригад и газовиков. Но Шведам и финнам хватило воли преодолеть давление США, датчане оказались слабее", -  отмечает аналитик.

Nord Stream 2 AG подал Дании третью заявку по маршруту газопровода в водах южнее острова Борнхольм. "Сегодня, спустя более чем два года после подачи первой заявки на получение разрешения на строительство в водах Дании, компания Nord Stream 2 AG подает заявку по третьему варианту маршрута газопровода. Третья заявка, включающая оценку воздействия на окружающую среду, касается маршрута в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании в водах южнее острова Борнхольм", - говорится в сообщении.

"Ни обосновать запрет, ни выдать разрешение по "Северному потоку-2" датчане не могут, потому просто выжидают. Сейчас они потребовали дополнительных обоснований, согласований и разрешений – сбор всех этих документов займет у России больше времени, чем строительство "трубы" по обходному маршруту, огибающему все сферы влияния Стокгольма. Дания втайне надеется, что РФ так и поступит, а она будто останется в стороне от всего проекта.

Россия пытается получить у Стокгольма хоть какой-то внятный ответ на свои законные просьбы. Разрешение датчан ускорит процесс строительства трубопровода, сократит его маршрут примерно на 80 км. Сейчас суда-трубоукладчики работают в районе шведского Готланда, к датской акватории еще не подошли. Если к тому времени не будет ответа Стокгольма, суда просто пойдут по обходному маршруту, что незначительно затормозит проект и сделает его немного дороже", - подчеркивает эксперт.

Три заявки

"Северный поток-2" предполагает строительство нитки газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии рядом с уже действующим "Северным потоком". Мощность составит 55 млрд кубометров в год, протяженность - более 1,2 тысячи км. Общая стоимость проекта оценивается в €9,5 млрд.​ Дания – последняя страна, не давшая разрешение на строительство, положительный ответ уже выдали Россия, Германия, Швеция и Финляндия. 

Первая заявка на базовый маршрут, также пролегающий к югу от острова Борнхольм, была подана в апреле 2017 года. Но в январе 2018-го в Дании вступила в силу поправка к закону о шельфе - закон дал право Стокгольму налагать вето на проекты в территориальных водах страны. В августе 2018 года Nord Stream 2 AG подала вторую заявку на прокладку трубопровода по другому маршруту - через исключительную экономическую зону Дании к северо-западу от Борнхольма. Ответа на нее также не было.

"Германии в последние месяцы было не до давления на Данию – она отстаивала нормы регулирования прокладываемого из России газопровода. В итоге Европарламент все же распространил нормы третьего энергопакета на "Северный поток-2", и теперь Берлин с Москвой будут думать, как управлять будущим газопроводом в новых условиях. Проблема Дании на этом фоне видится третьестепенной.

Фундаментально проекту газопровода уже ничто не угрожает – он будет построен вне зависимости от телодвижений Дании. Немцы сейчас даже не хотят устраивать Стокгольму проблемы, чтобы лишний раз не политизировать любые дискуссии вокруг трубопровода, чтобы вновь не столкнуться с противодействием Брюсселя и Вашингтона", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики