Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третья заявка к Дании предваряет уход "Северного потока-2" на обходной маршрут

Третья заявка к Дании предваряет уход "Северного потока-2" на обходной маршрут

Третья заявка Nord Stream 2 на строительство "Северного потока-2" – последняя попытка России добиться от Дании ответа по проекту газопровода. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Датчане не хотят выдавать разрешение на строительство газопровода, но не могут дать и запрет, так как его придется обосновывать. Первая заявка подавалась весной 2017 года, когда действовал закон, что Стокгольм обязан рассмотреть документ только с точки зрения вреда экологии. Уже тогда было ясно, что природе ущерба "Северный поток-1" не наносит, а значит, и к второму газопроводу претензий быть не может. Тогда Дания начала менять свои законы, но и применять их к первой заявке не могла.

Согласие Стокгольм не может дать потому, что на него давят и Брюссель, и Вашингтон. В 2017 году глава Госдепартамента США устроил целое турне по Европе, открыто запугивая Европу последствиями поддержки "Северного потока-2". Именно тогда Швеция заговорила о возможной высадке десанта РФ на острове Готланд под видом ремонтных бригад и газовиков. Но Шведам и финнам хватило воли преодолеть давление США, датчане оказались слабее", -  отмечает аналитик.

Nord Stream 2 AG подал Дании третью заявку по маршруту газопровода в водах южнее острова Борнхольм. "Сегодня, спустя более чем два года после подачи первой заявки на получение разрешения на строительство в водах Дании, компания Nord Stream 2 AG подает заявку по третьему варианту маршрута газопровода. Третья заявка, включающая оценку воздействия на окружающую среду, касается маршрута в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании в водах южнее острова Борнхольм", - говорится в сообщении.

"Ни обосновать запрет, ни выдать разрешение по "Северному потоку-2" датчане не могут, потому просто выжидают. Сейчас они потребовали дополнительных обоснований, согласований и разрешений – сбор всех этих документов займет у России больше времени, чем строительство "трубы" по обходному маршруту, огибающему все сферы влияния Стокгольма. Дания втайне надеется, что РФ так и поступит, а она будто останется в стороне от всего проекта.

Россия пытается получить у Стокгольма хоть какой-то внятный ответ на свои законные просьбы. Разрешение датчан ускорит процесс строительства трубопровода, сократит его маршрут примерно на 80 км. Сейчас суда-трубоукладчики работают в районе шведского Готланда, к датской акватории еще не подошли. Если к тому времени не будет ответа Стокгольма, суда просто пойдут по обходному маршруту, что незначительно затормозит проект и сделает его немного дороже", - подчеркивает эксперт.

Три заявки

"Северный поток-2" предполагает строительство нитки газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии рядом с уже действующим "Северным потоком". Мощность составит 55 млрд кубометров в год, протяженность - более 1,2 тысячи км. Общая стоимость проекта оценивается в €9,5 млрд.​ Дания – последняя страна, не давшая разрешение на строительство, положительный ответ уже выдали Россия, Германия, Швеция и Финляндия. 

Первая заявка на базовый маршрут, также пролегающий к югу от острова Борнхольм, была подана в апреле 2017 года. Но в январе 2018-го в Дании вступила в силу поправка к закону о шельфе - закон дал право Стокгольму налагать вето на проекты в территориальных водах страны. В августе 2018 года Nord Stream 2 AG подала вторую заявку на прокладку трубопровода по другому маршруту - через исключительную экономическую зону Дании к северо-западу от Борнхольма. Ответа на нее также не было.

"Германии в последние месяцы было не до давления на Данию – она отстаивала нормы регулирования прокладываемого из России газопровода. В итоге Европарламент все же распространил нормы третьего энергопакета на "Северный поток-2", и теперь Берлин с Москвой будут думать, как управлять будущим газопроводом в новых условиях. Проблема Дании на этом фоне видится третьестепенной.

Фундаментально проекту газопровода уже ничто не угрожает – он будет построен вне зависимости от телодвижений Дании. Немцы сейчас даже не хотят устраивать Стокгольму проблемы, чтобы лишний раз не политизировать любые дискуссии вокруг трубопровода, чтобы вновь не столкнуться с противодействием Брюсселя и Вашингтона", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики