Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третья заявка к Дании предваряет уход "Северного потока-2" на обходной маршрут

Третья заявка к Дании предваряет уход "Северного потока-2" на обходной маршрут

Третья заявка Nord Stream 2 на строительство "Северного потока-2" – последняя попытка России добиться от Дании ответа по проекту газопровода. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Датчане не хотят выдавать разрешение на строительство газопровода, но не могут дать и запрет, так как его придется обосновывать. Первая заявка подавалась весной 2017 года, когда действовал закон, что Стокгольм обязан рассмотреть документ только с точки зрения вреда экологии. Уже тогда было ясно, что природе ущерба "Северный поток-1" не наносит, а значит, и к второму газопроводу претензий быть не может. Тогда Дания начала менять свои законы, но и применять их к первой заявке не могла.

Согласие Стокгольм не может дать потому, что на него давят и Брюссель, и Вашингтон. В 2017 году глава Госдепартамента США устроил целое турне по Европе, открыто запугивая Европу последствиями поддержки "Северного потока-2". Именно тогда Швеция заговорила о возможной высадке десанта РФ на острове Готланд под видом ремонтных бригад и газовиков. Но Шведам и финнам хватило воли преодолеть давление США, датчане оказались слабее", -  отмечает аналитик.

Nord Stream 2 AG подал Дании третью заявку по маршруту газопровода в водах южнее острова Борнхольм. "Сегодня, спустя более чем два года после подачи первой заявки на получение разрешения на строительство в водах Дании, компания Nord Stream 2 AG подает заявку по третьему варианту маршрута газопровода. Третья заявка, включающая оценку воздействия на окружающую среду, касается маршрута в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании в водах южнее острова Борнхольм", - говорится в сообщении.

"Ни обосновать запрет, ни выдать разрешение по "Северному потоку-2" датчане не могут, потому просто выжидают. Сейчас они потребовали дополнительных обоснований, согласований и разрешений – сбор всех этих документов займет у России больше времени, чем строительство "трубы" по обходному маршруту, огибающему все сферы влияния Стокгольма. Дания втайне надеется, что РФ так и поступит, а она будто останется в стороне от всего проекта.

Россия пытается получить у Стокгольма хоть какой-то внятный ответ на свои законные просьбы. Разрешение датчан ускорит процесс строительства трубопровода, сократит его маршрут примерно на 80 км. Сейчас суда-трубоукладчики работают в районе шведского Готланда, к датской акватории еще не подошли. Если к тому времени не будет ответа Стокгольма, суда просто пойдут по обходному маршруту, что незначительно затормозит проект и сделает его немного дороже", - подчеркивает эксперт.

Три заявки

"Северный поток-2" предполагает строительство нитки газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии рядом с уже действующим "Северным потоком". Мощность составит 55 млрд кубометров в год, протяженность - более 1,2 тысячи км. Общая стоимость проекта оценивается в €9,5 млрд.​ Дания – последняя страна, не давшая разрешение на строительство, положительный ответ уже выдали Россия, Германия, Швеция и Финляндия. 

Первая заявка на базовый маршрут, также пролегающий к югу от острова Борнхольм, была подана в апреле 2017 года. Но в январе 2018-го в Дании вступила в силу поправка к закону о шельфе - закон дал право Стокгольму налагать вето на проекты в территориальных водах страны. В августе 2018 года Nord Stream 2 AG подала вторую заявку на прокладку трубопровода по другому маршруту - через исключительную экономическую зону Дании к северо-западу от Борнхольма. Ответа на нее также не было.

"Германии в последние месяцы было не до давления на Данию – она отстаивала нормы регулирования прокладываемого из России газопровода. В итоге Европарламент все же распространил нормы третьего энергопакета на "Северный поток-2", и теперь Берлин с Москвой будут думать, как управлять будущим газопроводом в новых условиях. Проблема Дании на этом фоне видится третьестепенной.

Фундаментально проекту газопровода уже ничто не угрожает – он будет построен вне зависимости от телодвижений Дании. Немцы сейчас даже не хотят устраивать Стокгольму проблемы, чтобы лишний раз не политизировать любые дискуссии вокруг трубопровода, чтобы вновь не столкнуться с противодействием Брюсселя и Вашингтона", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики