Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Влияющая на "Северный поток-2" Газовая директива утверждена Советом ЕС

Влияющая на "Северный поток-2" Газовая директива утверждена Советом ЕС

Совет ЕС сегодня объявил об утверждении европейской Газовой директивы с учетом внесенных поправок, в перспективе охватывающей "Северный поток-2".

Голосование состоялось в совете Евросоюза по сельскому хозяйству и рыболовству. Согласно процедуре принятия решений, одобренный Европарламентом законопроект может утверждать любой из советов министров ЕС. Одобрение документа на заседании в Люксембурге прошло без обсуждения, пишет "Интерфакс".

Соответствующие нормативные акты будут в ближайшее время опубликованы в Официальном журнале ЕС, а спустя двадцать дней после этого новый закон вступит в силу.

Совет ЕС также указал, что после этого у стран - членов Евросоюза будет девять месяцев на то, чтобы внедрить новые поправки в национальное законодательство. При этом все технические процедуры Евросоюз намерен выполнить до конца нынешнего года, поскольку, как заявил ранее глава гендиректората Еврокомиссии по энергетике Доминик Ристори, модифицированная Газовая директива должна вступить в силу до запуска "Северного потока-2", чтобы ее действие распространилось на этот проект. "Северный поток-2" предполагается ввести в эксплуатацию до конца 2019 года.

Напомним, за обновленную директиву, распространяющую правила газового рынка ЕС на трубопроводы, проложенные из стран, не входящих в Евросоюз, в том числе "Северный поток-2", Европарламент проголосовал 4 апреля.

Этот документ предусматривает, что части трубопроводов, идущих из третьих стран, проложенные по территории ЕС, включая территориальные воды, должны будут соответствовать требованиям, которые применяются к внутренним трубопроводам Евросоюза.

Среди основных требований - разделение компаний-поставщиков газа и компаний, транспортирующих его, доступ к трубопроводу других операторов, прозрачное регулирование тарифов за прокачку. Согласно им, компания-оператор "Северного потока-2" должна быть независимой от "Газпрома", а 50% его пропускной мощности - резервироваться для альтернативных поставщиков. Исключения возможны только с одобрения Еврокомиссии.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в обновленном виде Газовая директива ЕС является де-факто санкциями против "Северного потока-2". "Официально Евросоюз не хочет принимать санкции, чтобы не получить негативной реакции "Газпрома", поэтому в Брюсселе нашли выход в принятии антимонопольного законодательства, ограничивающего именно "Северный поток-2". Теперь "Газпрому" придется последний участок, который выходит на берег Германии, выделять в отдельный проект и передавать в управление независимому оператору. Также возникнет проблема с загрузкой газопровода на полную мощность, так как Газовая директива требует, чтобы 50% мощности оставалось за альтернативным поставщиком", - пояснил он.

"Со своей стороны, "Газпром" будет доказывать, что в море, где начинается европейская часть трубы, нет ни одного альтернативного поставщика или СПГ-завода, то есть конкуренция как таковая попросту невозможна. В связи с этим обновленные нормы "Третьего энергопакета" неприменимы и для "Северного потока-2", из них необходимо сделать исключение. По сути, мы видим повторение истории газопровода OPAL, на котором тоже не было никакой конкуренции, но ему долго не давали исключение из "Третьего энергопакета", хотя никто, кроме "Газпрома", не мог поставлять по нему газ хотя бы в теории. Думаю, ЕС преследует этим документом цель заставить "Газпром" не загружать "Северный поток-2" на протяжении какого-то периода", - подчеркнул Игорь Юшков, добавив, что реализации европейской части "Турецкого потока" новая директива не коснется.

Старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин заявил, что влияние новой Газовой директивы на российские газопроводные проекты в Европе не столь однозначно. "Все будет зависеть от того, как конкретно будет применяться механизм одобрения тех или иных новых проектов и потоков по уже существующим трубопроводам. Отдельные планы "Газпрома" могут быть в той или иной степени затруднены в части реализации как следствие директивы – но на практике решать будет позиция влиятельных членов Евросоюза, лоббирующих согласование или несогласование проектов. Пока не очевидно, что эти сложности смогут заблокировать "Северный поток-2", с воспрепятствованием которому эта директива ассоциируется в первую очередь", - полагает он.

"Поправки в "Третий энергопакет" создают больше возможностей для недовольных противодействовать реализации российских проектов, это точно. Теперь, если какие-либо страны ЕС будут считать, что тот или иной проект угрожает их безопасности или дает "Газпрому" слишком сильную переговорную позицию, у них будет больше возможностей такой проект заблокировать – но как конкретно будет действовать новая директива, пока неясно. Для "Северного потока-2" основной риск заключается в том, что он может оказаться недозагруженным, и его нужно будет обходить через консенсус, который позволит "Газпрому" использовать на 100% эти мощности, а для европейской части "Турецкого потока", который пока не реализован, рисков нет", - заключил Алексей Кокин. 

Источник: Вестник Кавказа, 15.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики