Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика важнее экономики. Туркменский газ вновь пошел в Россию

Политика важнее экономики. Туркменский газ вновь пошел в Россию

Во вторник "Газпром" подтвердил сделанные накануне сообщения ряда СМИ о том, что после трехлетнего перерыва возобновлены закупки газа из Туркмении. Поставки возобновились в рамках действующего 25-летнего контракта от 2003 года после коммерческой паузы, которая была взята "Газпромом" в начале 2016 года. 

Тогда предметом спора стала цена "голубого топлива". Летом 2015 года "Газпром экспорт" инициировал разбирательство в арбитраже Стокгольма с ГК "Туркменгаз". В своих исковых требованиях российская компания просила арбитраж пересмотреть цену на закупаемый у "Туркменгаза" природный газ. Тогда соглашения достичь не удалось, и в январе 2016 года "Газпром" досрочно расторг контракт.

Осенью прошлого года туркменские власти заявили, что "Газпром" и "Туркменгаз" заключат мировое соглашение о цене закупок. В марте текущего года глава "Газпрома" Алексей Миллер анонсировал их возобновление в ближайшей перспективе, что и произошло. 

Условия, на которых поставки были возобновлены, пока не уточняются. Однако, по мнению опрошенных "Прайм" экспертов, скорее всего, закупки осуществляются по льготным ценам, то есть, ниже мировых.

"Возможно, есть определенная привязка к поставкам газа в Китай – это единственная страна, куда Туркмения сейчас его продает. Но там цены достаточно низкие, и уж точно ниже европейских", — сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

ПОЛИТИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО 

По его мнению, решение о возобновлении поставок было принято, скорее всего, исходя из политических соображений. Открытой информации о состоянии экономики Туркмении мало, но, судя по той, что до нас доходит, там сейчас серьезные проблемы с доходами вплоть до дефицита продуктов для населения. Это происходит, в частности, из-за того, что китайцы не увеличивают объем закупок туркменского газа, поэтому стране приходится возвращать им кредиты деньгами. Это опустошает бюджет республики.

Похоже, что было принято решение помочь южному соседу, дабы не допустить дестабилизации в республике и проникновения туда нежелательных террористических элементов. Это грозило бы нестабильностью на южных границах РФ, полагает Юшков.

С одной стороны, мы имеем дело с нормальным рабочим моментом – компании не сошлись в вопросе цены, долго спорили, договаривались и наконец пришли к консенсусу, считает аналитик "Финама" Алексей Калачев. С другой – наверняка в этом деле есть политическая подоплека, согласен он.

"Как мы знаем, "Газпром" не просто коммерческая структура, но и в той или иной степени инструмент экономического влияния на партнеров РФ. Поэтому к вопросу цены в случае спора с Туркменией примешивались и политические отношения. Возможно, странам удалось наладить диалог в какой-либо плоскости, и, как результат, мы увидели возобновление поставок", — считает он.

ЭКОНОМИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Эксперты по-разному оценили экономическую целесообразность закупок у Туркмении для "Газпрома". По мнению Калачева, не исключено, что это делается для того, чтобы газ не ушел к конкурентам. Закачав газ в трубопроводную систему "Газпрома", его можно поставлять хоть в Европу по "Северному потоку", хоть в Азию по "Силе Сибири".  

Туркмения, как уже говорилось, экспортирует "голубое топливо" в Китай, кроме того, работает Трансанатолийский газопровод (ТАНАП), который может стать альтернативой газу "Газпрома" в Европе. Чтобы уменьшить влияние этих поставок, российская компания вполне могла перекупить туркменский газ себе, полагает Калачев. 

В свою очередь, Юшков считает, что с экономической точки зрения данная сделка невыгодна России. Раньше более дешевый туркменский энергоноситель перепродавали Украине, но вот уже несколько лет она закупает его лишь по реверсу в Европе. Тем более, сейчас своих ресурсов у России достаточно, чтобы заполнить и восточное, и западное направление экспорта.

Что касается конкуренции, то блокировать туркменские поставки сейчас тоже не нужно, поскольку непонятно, почему не выполняются условия договоренности с Китаем. Если выяснится, что у Туркмении проблемы с добычей, возникает вопрос – а достаточно ли у нее вообще ресурсов? Если нет, то перспективы сделки с КНР весьма туманны.

Сценарии активного роста экспорта туркменского газа в третьи страны Юшков называет фантастическими. Одно время обсуждался газопровод ТАПИ из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию, но нестабильность в этих странах положила конец планам. Довольно долго туркменский газ покупал Иран, но сейчас они в состоянии полностью закрывать свои потребности и в импорте не нуждаются. 

И, наконец, все возможные проекты Транскаспийского газопровода, по которому газ поступал бы в ТАНАП, по-прежнему ни к чему не привели – стороны не могут согласовать условия строительства, а, согласно договору о статусе Каспия, любая страна-участник может наложить на проект вето. Таким образом, Китай и теперь Россия остаются единственными потенциальными покупателями у Ашхабада на текущий момент. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 16.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики