Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские партнеры дали окончательное согласие на строительство «Северного потока»

Европейские партнеры дали окончательное согласие на строительство «Северного потока»

Завершен важный этап в строительстве нового газового маршрута из России в Европу - стало известно о согласии правительств Швеции и Финляндии на прокладку труб по дну Балтийского моря в их территориальных водах. Непосредственно строительство «Северного потока» планируется начать уже будущей весной.

Таких масштабных исследований на Балтике никогда еще не проводилось. Почти 4 года экологи изучали маршруты миграции рыб, течения, состояние морского дна. Итоговый отчет занимает несколько тысяч страниц.

Владимир Ивлев, директор департамента международного сотрудничества министерства природных ресурсов РФ: «Беспрецедентные проведены исследования и общие затраты на экологическую составляющую проекта составили более ста миллионов евро».

Трассу, по которой пройдет газопровод «Северный поток», изучали чуть ли не под микроскопом. Задача осложнялась тем, что на дне Балтики, еще со времен Первой мировой войны, осталось большое количество мин. А после Второй мировой добавились еще и захоронения химического оружия.

Владимир Ивлев, директор департамента международного сотрудничества министерства природных ресурсов РФ: «Изучали полосу километр слева, километр справа. То есть практически до объектов размером, я не знаю, с мою ладонь, они все выявлены. Они выявлены и сфотографированы. Маршрут проложен таким образом, чтобы даже и близко не подходить к захоронениям химического оружия».

«Северный поток» пройдет по дну Балтийского моря из России в Германию. Общая протяженность- 1220 километров. Причем, большая часть маршрута - почти 1000 километров - пройдет через территориальные воды, либо исключительные экономические зоны Финляндии, Швеции и Дании. Соответственно, эти страны должны были дать разрешение на строительство.

Переговоры шли несколько лет, и шли непросто. Мнения звучали полярные. Оппоненты «Северного потока» пытались доказать, что строительство трубопровода разрушит уникальную природу Балтики. Но, тщательно изучив многотомный отчет экологов, на этой неделе североевропейские страны проект «Норд Стрим» поддержали.

Владимир Путин, премьер-министр РФ: «Вот «Рейтер» сообщает, что правительство Финляндии приняло. Спасибо большое нашим финским партнерам».

Почти одновременно появилась информация из Стокгольма.

Владимир Путин, премьер-министр РФ: «Хочу вас ознакомить с официальным пресс-релизом правительства Швеции: «Правительство Швеции дает разрешение концерну «Норд Стрим» на прокладку двух параллельных трубопроводов для транспортировки газа в шведской экономической зоне Балтийского моря». Я хочу от имени российского руководства поблагодарить наших шведских коллег, шведское правительство за принятое решение».

Именно Швеция была ключевым звеном в цепочке согласований. Именно Стокгольм на протяжении последних лет активно выступал против строительства газопровода. Как говорят эксперты, власти Швеции требовали от оператора проекта - компании «Норд Стрим» - согласовать маршрут чуть ли с «каждой рыбой на Балтике». Кроме того, по требованию шведской стороны, строительство не должно вестись с мая по октябрь в районах нереста трески.

Андрас Карлгрен, министр окружающей среды Швеции: «Нами был выдвинут ряд очень жестких требований для обеспечения сохранности хрупкой природы Балтики, требований правовых и экологических, но проверка, которая длилась почти два года, показала, что все они выполняются. Поэтому мы согласны на строительство этой магистрали».

Маури Пеккаринен, министр экономики Финляндии : «Правительство Финляндии готово выдать компании «Норд Стрим АГ» разрешение на прокладку, в пределах финских территориальных вод, газопровода, который соединит Россию и Германию».

А неделей раньше разрешение на строительство газопровода дала Дания.

Ларс Лёкке Расмуссен, премьер-министр Дании: «Я думаю, это может способствовать улучшению сотрудничества Дании и России. «Северный поток» создаст более разветвленную энергетическую сеть. Хотел бы подчеркнуть, что с датской стороны мы рассматриваем «Северный поток» как чисто коммерческий проект».

Уже сейчас будущую стройку эксперты называют технологическим прорывом.

Александр Медведев, заместитель председателя правления Газпрома: «То качество работ, которое было обеспечено участниками проекта, причем в любом его аспекте, и в технологическом и, конечно же, в природоохранном.. планка поднята очень высоко. И не только для взаимодействия европейских государств, но и для будущих проектов морских газопроводов. Мы получили такие отклики от тех, кто этим делом уже давно занимается».

На этом фоне довольно странной выглядит позиция трех «новоиспеченных» членов Евросоюза - Латвии, Литвы и Эстонии. Этим странам «Северный поток» по-прежнему не нравится. Эстонский парламент направил даже специальное обращение в Хельсинки, Копенгаген и Стокгольм.

Юхан Партс, министр экономики и коммуникаций Эстонии: «Строительство газопровода по дну Балтийского моря обострит наши отношения с восточным соседом по экологическим вопросам. Ведь в сфере защиты окружающей среды у нас накоплен большой опыт».

Константин Симонов, генеральный директор фонда национальной энергетической безопасности: «Если Эстония опять будет говорить про угрозу экологии Балтийского моря - она будет смотреться глупо. Потому что известно, сколь жесткие требования выдвигает Швеция и Финляндия к экономическим проектам в акватории Балтийского моря».

На самом деле, по оценкам экспертов, дело вовсе не в экологии. Ведь в свое время маршрут газопровода «Северный поток» хотели проложить через эстонские территориальные воды. Это более короткий маршрут. Но Таллин не стал даже слушать аргументы. В результате - Эстония осталась от газопровода в стороне, при этом продолжает протестовать.

Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов: «Это раздражение от упущенной выгоды. Если бы они согласились на проход трубы через эстонскую экономическую зону, то они получили бы возможность строить эту трубу, получили бы заказы, получили бы опору на эстонские порты. Короче говоря, денег бы заработали».

Как говорят депутаты от оппозиции, эстонские власти так и не поняли, что «Северный поток» - чисто экономический проект.

Айн Сеппик, депутат парламента Эстонии: «Для Европы – это экономический, для Финляндии - экономический, для нас - политический. В свое время правящая коалиция отказала России даже в проведении экспертизы. Я думаю, из-за этого мы потеряли много рабочих мест и возможностей».

Эдуард Тинн, профессор философии Таллинского университета: «Мы сейчас остались, в общем-то, в дураках единственные. Все другие получают выгоду, а мы тут, честно говоря, бедные и так без штанов, а такие гордые и глупые».

Официальная Варшава в свое время тоже резко выступала против строительства «Северного потока». Но в этом случае сразу была понятна экономическая подоплека. Польша лоббировала проект газопровода «Янтарь», по которому российский газ пошел бы в Европу через ее территорию. Цена вопроса - сотни миллионов долларов за транзит ежегодно. Но не получилось. И официальные власти сменили тон. На вопрос: «Что теперь делать?», польский премьер отреагировал спокойно.

Дональд Туск, премьер-министр Польши: «Мы уже не можем повернуть вспять этот процесс, но хотим все тщательно проанализировать, и найти для себя приемлемую стратегию».

Евгений Минченко, директор Межгосударственного института политической экспертизы: «Говорить о том, что это направлено против стран-транзитеров уже существующих - это Польша, Белоруссия, Украина - я думаю, не стоит. Потому что с той же самой Польшей у России не было ни разу никаких проблем по газу и вообще достаточно гармоничные отношения».

Причем, Россия обеспечивает почти 90 процентов потребностей экономики Польши в нефти. И 50 процентов экспортного газа - с российских месторождений.

Збигнев Береза, директор центра информации Ассоциации восточно-польского партнерства: «У нас не было ситуаций, когда Россия не выполняла бы своих контрактных обязательство по поставкам энергоносителей. И мы считаем Россию надежным партнером. И я не думаю, что проект «Северный поток» как-то повлияет на объемы поставок нефти и газа в нашу страну».

Оценивая перспективы проекта «Северный поток», эксперты отмечают, что здравый смысл все же возобладал над политическими играми. Причем, этот газопровод, в первую очередь, нужен именно европейским потребителям.

Александр Рар, политолог: «Вся Европа нуждается в российском газе. Нам нужно, чтобы обеспечить наш экономический рост в ближайшие 20 лет, почти что на 50 процентов больше закупать российского газа. Мы не хотим зависеть от транзитных государств, таких, как Украина и Белоруссия, через которые сегодня поставляется российский газ в Европу. Нам нужны альтернативные ветки, которые не проходят через транзитные государства».

Себастьян Засс, главный представитель «Nord Stream» в ЕС: «Во-первых, это важно для всего Европейского Союза, и для России, что между двумя сторонами возникла такая большая газовая труба, энергетическая связь. И это обеспечит бесперебойные поставки во всей Европе, и таким образом от этого получают прибыль все европейские страны. Кроме того, есть и другие экономические выгоды - во время фазы строительства требуются разные логистические, строительные работы в регионе Балтийского моря и портовых городах - наш проект инвестирует сто миллионов евро в разные порты балтийского региона».

Кроме того, российским предприятиям, выпускающим продукцию для газовой отрасли, обеспечены крупные заказы. Впрочем, для того, чтобы начать работы в акватории Балтики, компания «Норд Стрим» должна получить еще два разрешения. Собственно, от инициаторов проекта - России и Германии. Планируется, что до конца года все необходимые документы будут оформлены. И первую нитку подводного трубопровода начнут прокладывать уже следующей весной.

 

Автор: Сергей Семенов

Источник:Первый канал, 08.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики