Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кремль не повысит пенсии старикам, чтобы не обидеть нефтяных королей

Кремль не повысит пенсии старикам, чтобы не обидеть нефтяных королей

Сдерживание цен на бензин из-за неграмотных действий правительства, обойдется России очень дорого

В этом году за поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок получат от государства в общей сложности более 300 миллиардов рублей. 90 миллиардов им выплатит бюджет из поступлений от повышенного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Еще в общей сложности 210 миллиардов недополучит Фонд национального благосостояния, куда поступает часть нефтегазовых доходов.

Однако сами нефтяники полагают, что этого мало, чтобы компенсировать все издержки отрасли. Поэтому, как сообщают, в частности, «Ведомости», Минэнерго предложило изменить механизм расчета, а куратор российского топливо-энергетического комплекса, вице-премьер Дмитрий Козак ранее упоминал об одобрении ее правительством. Которое, к слову, признало — существующий механизм компенсации за поставки топлива на внутренний рынок настроен не идеально.

Если изменения будут реализованы, то размер государственных выплат нефтяникам достигнет отметки в 450 миллиардов рублей. Примечательно, что это в два раза больше, чем государство экономит, отказываясь индексировать пенсии работающим пенсионерам, в 1,6 раза превышает запланированные федеральным бюджетом расходы на развитие дорожного хозяйства в период с 2019 по 2024 годы, и лишь немногим уступает размеру поступлений в бюджет от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Загвоздка заключается только в том, что пока Минфину, оценившему потери бюджета от выплаты нефтяной компенсации в 190 миллиардов рублей, и Минэнерго не удалось договориться об источниках их восполнения.

Как уточнил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, в настоящее время рассматривается три возможных варианта — позаимствовать средства в ФНБ, в очередной раз поднять НДПИ или повысить акцизы на темные нефтепродукты. Против первого варианта категорически возражает Минфин, второй абсолютно не устраивает Минэнерго. А вот третий вариант может принести бюджету 50 миллиардов рублей.

Вероятность того, что нефтяникам удастся повернуть ситуацию с изменением механизма компенсации к своей выгоде, довольно высока, заявил в беседе с корреспондентом «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Это, — говорит он, — будет определенный размен. Нефтяники подписывают соглашение о сдерживании цен на внутреннем рынке, а правительство идет на изменение механизма расчета компенсации, или, согласно официальной трактовке, демпфирующей надбавки. Получается такой кругооборот денег — в рамках налогового маневра нефтяники стали больше платить, а теперь они просто получают обратно свое же.

«СП»: — А для чего же тогда вообще проводился этот налоговый маневр?

— По большому счету, ситуация с ним абсолютно бессмысленная. С одной стороны, Минфин пролоббировал все эти реформы для увеличения доходов бюджета, но теперь эти деньги приходится возвращать обратно нефтяникам же. Единственный осмысленный момент во всей этой истории — сдерживание роста цен непосредственно на АЗС. Из-за того, что цена на заправках не растет, люди просто не видят, как нефтяники на самом деле получают те же доходы, как и в случае повышения цен на АЗС. Однако люди не чувствуют какого-то социального напряжения, не нервничают. Чего, собственно, и добивается правительство. А это очень животрепещущая тема, потому что граждане каждый день видят цены на заправках, и как только они начинают расти, сразу же возникает бурное возмущение. Если мы вспомним последнюю прямую линию с нашим президентом, то первый же вопрос, прозвучавший в ее ходе от зрителей, касался как раз цен на бензин и дизельное топливо.

«СП»: — То есть нефтяники, говоря простым языком, все же получили возможность трясти правительство за грудки, преследуя свои собственные интересы?

— Де-факто так оно и есть. Сначала правительство в октябре 2018 года провело, так сказать, блиц-криг и одолело нефтяников. Вспомните, их же собрали и сказали — если вы выйдете отсюда без соглашения, то мы завтра сделаем так, что вы не сможете вообще экспортировать нефтепродукты. Это была серьезная угроза, нефтяники, конечно, согласились, хоть и понесли убытки. К марту нынешнего года они подготовились более основательно (о чем, собственно, и предупреждал эксперт еще в январе — ред.). Полагаю, главы нефтяных компаний не один раз уже сходили к Путину. И вот теперь уже нефтяники во всеоружии ставят ультиматум правительству — или мы повышаем цены на АЗС, или давайте нам повышайте компенсацию. Потому что уже с января нынешнего года нефтянка не работает в полной мере, а нефтеперерабатывающие заводы становятся убыточными как сегмент бизнеса. Это путь к дефициту, ведь убыточные активы попросту закроют. 

«СП»: — Минфин и Минэнерго никак не могут согласовать источники восполнения потерь бюджета при выплате компенсаций нефтяникам. Как вы полагаете, на каком из озвученных вариантов сойдутся стороны в конечном счете?

— Надо понимать, что повышение акцизов или НДПИ вернет нас к ситуации октября 2018 года. Себестоимость нефти на входе на НПЗ возрастает как раз из-за поднятия НДПИ. И нефтяники вполне резонно поинтересуются — вы что, хотите, чтобы мы из более дорогой нефти делали более дешевое топливо? Это же абсурд! А если повысится акциз — это сразу спровоцирует рост цен на АЗС, сразу приведет к усилению социальной напряженности. Правительство, думаю, на это не пойдет. В ФНБ тоже залезать, полагаю, не будут. Зачем же тогда, спрашивается, вообще было затевать возню с налоговым маневром? Чтобы потом в итоге просто опять залезть в ФНБ, решая проблемы реформы?

— Фонд национального благосостояния, скорее всего, трогать не дадут, — согласился с соображениями Игоря Юшкова эксперт-экономист Леонид Хазанов. — Во-первых, потому, что он все-таки не резиновый, а, во-вторых, потому, что он как раз и формируется за счет поступления НДПИ с нефти и газа и экспортных пошлин.

«СП»: — Получается, остановятся все же либо на повышении налога на добычу полезных ископаемых, либо на повышении акцизов?

— Да, но только стоит учесть, что вновь поднимать, и поднимать заметно, эти налоги нельзя. Потому что, с одной стороны, эксплуатация многих нефтяных месторождений не отличается высокой рентабельностью, а рост ставки НДПИ приведет к ее очередному падению. А если увеличить ставку акцизов на темные нефтепродукты, они подорожают, а это больно ударит по их потребителям. Естественно, никакого сдерживания цен тут не получится. Но, скорее всего, в данном случае пойдут именно по этому пути, но очень осторожно.

При этом уже осенью, как уже «СП» сообщала ранее, возможен следующий сценарий — нефтяники вновь начнут грозить государству отпуском цен на бензин, требуя для себя каких-то очередных компенсаций.

— Но государство, — отметил Леонид Хазанов, — вполне может ответить жесткими мерами и заявить нефтяникам — так, ребята, хватит, помощи вам больше не будет. А если станете цены повышать, то вами вплотную займется Федеральная антимонопольная служба. Ну, в самом-то деле, сколько можно? Тех 450 миллиардов рублей, что просят нефтяники в качестве компенсации своих потерь от бюджета, более чем достаточно, чтобы покрыть все их нужды. Да и с другой стороны, куда уж больше-то просить, учитывая, что и «Газпром нефть», и «Лукойл», и другие крупные компании у нас отнюдь не бедные. Другие компании рангом пониже, тоже не сказать, что голодают. Так что аппетит пора бы уже и поумерить. Тем более что государство не может вечно им помогать в ущерб своим социальным обязательствам по здравоохранению, образованию и так далее.

Государство, резюмировал Игорь Юшков, через введение налогового маневра само загнало себя в патовое положение.

— По сути, — подчеркнул эксперт, — этой реформой поменяли шило на мыло. И при этом нажили себе кучу проблем — переработка оказалась убыточной, индустрия убыточная, все жалуются, денег в бюджете не хватает (хотя планировалось, что прибавится), цены все равно растут. Зачем это было надо? Хотите, чтобы цены были ниже — просто уберите акцизы. Чтобы сдерживать цены на внутреннем рынке, не надо было городить огород с введением квот. У нас нет дефицита нефти, у нас себестоимость возрастает из-за роста НДПИ. Здесь надо искать какой-то компромисс, потому что нельзя сделать все за счет нефтяников. Потому что они все равно пролоббируют такую схему, чтобы получать компенсацию. А надо компенсацию — глядь, и денег нет. Куча проблем просто высосана из пальца на ровном месте.

Почему так происходит, и из-за чего наше правительство вновь и вновь наступает на одни и те же грабли, в свое время популярно и доходчиво разъяснил в беседе с корреспондентом «СП» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.

— Есть совершенно абсурдное экономическое мышление у экономического блока правительства. Просто у нас в министерствах, даже в Минфине, сидят, по моему мнению, бухгалтеры средней руки. Которые ничего не соображают и доводят страну до ручки. И самое печальное, что исправить тут ничего нельзя. Уж даже если сам Глазьев, советник президента, хватается за голову, что уж обо всех остальных говорить! Весь этот абсурдный курс выливается в реальные человеческие трагедии. И дальше будет хуже. 

Автор: Андрей Захарченко

Источник: Свободная пресса, 22.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики