Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Временное снижение цен на газ сулит Украине серьезные проблемы

Временное снижение цен на газ сулит Украине серьезные проблемы

Снижение цен на газ для населения с первого мая на 3,5% может обернуться серьезными проблемами для Украины, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Сейчас в силу погодных условий на биржах в Европе цена на газ снизилась, но при переходе к импортному паритету на постоянной основе его стоимость впоследствии увеличится для Украины значительно выше текущих значений. 

Снижение цен ан газ на Украине 

Правительство Украины и компания «Нафтогаз Украины» согласовали снижение цен на газ на 3,5%, также заявив о новом механизме ценообразования с 1 мая. По словам главы правительства Владимира Гройсмана, новый механизм позволит снижать цену на газ и дальше. «Рынки в принципе падают, я думаю, что динамика уменьшения цены на газ продолжится», - сказал Гройсман.

Согласно договоренности цена будет снижена с 8,55 тысяч до 8,247 тысяч гривен за тысячу кубометров. Отметим, что чуть ранее украинский премьер в ультимативной форме потребовал от «Нафтогаза» проинформировать общество, что цены на газ для населения не будут повышаться с 1 мая. Гройсман заявлял, что если «Нафтогаз» этого не сделает, то он лично инициирует вопрос об увольнении главы компании Андрея Коболева и всего состава правления предприятия.

«На Украине по-прежнему сохраняется регулируемый рынок газа, согласно которому для «Нафтогаза» существуют специальные обязательства поставлять газ населению по ценам, регулируемым постановлением правительства. «Нафтогаз» в свою очередь давно лоббирует отмену такого регулирования и переход на рыночные условия, чтобы продавать газ населению по свободной цене. При прочих равных она должна находиться в паритете с ценой газа на европейских хабах с учетом транспортировки до Украины.

Хитрость заключается в том, что долгое время на Украине не было свободного рынка, соответственно изменение цен до уровня импортного паритета легко способно вызвать рост социального недовольства. Гройсман сейчас пытается сделать вид, что власти не поддаются требованиям МВФ, которое заключается в повышение цен на газ до уровня паритета. Коболев тоже понимает, что к его работе возникнут претензии, если он начнет излишне активно требовать движение к импортному паритету», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт. 

Требование МВФ по газу 

Напомним, что на внеочередном заседании в октябре прошлого года правительство подняло цены на газ для населения сразу на 23,5% - до 8,55 тысяч гривен или около 303 долларов за тысячу кубометров. Этого требовала необходимость исполнить обязательства перед Международным валютным фондом. Киев не мог поступить иначе, так как отказ повышать цены на газ грозил бы прекращением сотрудничества с МВФ и с высокой долей вероятности наступлением дефолта. Согласно текущим требованиям МВФ, в 2020 году цены на газ для жителей Украины должны соответствовать рыночным.​

«Сейчас в силу погодных условий на биржах в Европе цена на газ снизилась, так как его потребление уменьшилось. Разумеется, это временный момент, так как даже летом, когда начнут активно работать кондиционеры, и тем более, зимой, когда газ будут покупать для отопления, спрос на газ вырастет и его стоимость увеличится. Но конкретно сейчас импортный паритет для Украины оказывается  выгодным, хотя речь не идет о принципе как таковом.

Именно поэтому несколько недель назад было выпущено постановление кабинета министров Украины, которое предполагало снижение цен на газ с учетом импортного паритета. Гройсман предлагал снизить временно, а Коболев намеревался прописать окончательно новый тип расчета цены по импортному паритету. В свою очередь Гройсман понимает, что в случае согласия на изменение принципа уже через полгода, когда цены на газ в Европе снова пойдут вверх, население вынуждено будет платить по тарифу гораздо больше нынешних цен», - объясняет Станислав Митрахович

Риск дефолта и социальное напряжение 

Пока стороны пытаются лишь перекладывать друг на друга ответственность в принятии решения по ценообразованию на рынке газа. Параллельно все хотят использовать временные возможности для закупок в силу особенностей европейского рынка, но при этом каждый из них боится полностью перейти на импортный паритет.

В любом случае соглашение МВФ вынудит принять окончательное решение уже к декабрю 2019 года, так как с января 2020 года по требованию международного валютного фонда Украина должна выйти на полноценный импортный паритет.

«Уже через несколько месяцев ситуация изменится, цены на газ снова вырастут. И Украине снова придется решать -  либо они сохраняют регулируемый рынок и обязательства «Нафтогаза»,  поставляя населению чуть более дешевый газ, либо они окончательно переходят на внутренний паритет. И здесь очень тонкий вопрос. Переход на общеевропейский рынок провоцирует социальное напряжение, а отказ от него не позволяет привлекать новые кредиты от МВФ, в связи с чем создает риск дефолта и сопутствующих финансовых проблем», - резюмирует Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 23.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики