Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может ли Белоруссия найти замену российской нефти?

Может ли Белоруссия найти замену российской нефти?

Минск планирует до конца года начать поставку нефти, альтернативной российской. Ранее Белоруссия временно приостановила экспорт бензина и дизеля на Украину, в Польшу и страны Балтии из-за некачественной нефти из России

Белоруссия ищет замену российской нефти. В качестве приоритетных вариантов рассматривают поставки через порты Украины и стран Прибалтики, которые тоже заинтересованы в «дополнительном заработке», сообщил замглавы Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб.

Сделка зависит от условий, которые предложат партнеры в прибалтийских республиках. Кроме того, по словам Гриба, страна может перерабатывать нефть из Азербайджана, Саудовской Аравии, Нигерии и ряда других стран.

Разговоры о том, что Белоруссия найдет замену российской нефти, ведутся 25 лет, но реальной альтернативы нет, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев: 

«Эти разговоры иногда сопровождаются небольшими поставками нефти через Одессу или другими путями. Это совершенно несущественно, потому что объемы ничтожны. На самом деле любая нефть, кроме российской, оказывается намного дороже. В Азербайджане принята система аукционов, и каждая партия нефти продается с аукциона по максимальной цене. В реальности нефть из Азербайджана для Белоруссии оказывается на 30% дороже российской. Что касается других направлений, они возили даже одно время нефть — конечно, микроскопическими порциями — из Латинской Америки. Все это было демонстрацией того, что они в состоянии в любой момент заменить российскую нефть, но это вранье. Реально конкурентоспособной нефти, которая могла бы заменить хотя бы частично российскую нефть на белорусском рынке, не существует и не появится никогда. Эти заявления всегда начинают звучать тогда, когда возникает тот или иной конфликт между Россией и Белоруссией. Сейчас конфликт не в том, что проскочило какое-то количество примесей на «Белнефтехим»: система очистки нефти, поступающей на установки нефтеперерабатывающих заводов, настолько серьезная, что никаких реальных нарушений для технологических процессов там не было и не будет. Но белорусские политики на этом будут пытаться сделать какой-то политический капитал, потому что у нас существует вялотекущий конфликт. Белоруссия должна возвращать в Россию весь выработанный бензин из нефти, но делать этого не хочет, потому что в России сейчас цены на бензин самые низкие в Европе и продавать бензин на российском рынке невыгодно. Выгодно продавать его в Польшу, на Украину и на другие рынки сбыта. Сейчас Белоруссия, практически не имея своей нефти, умудряется занимать шестое место в мире по объему экспорта нефтепродуктов».

Белоруссия 23 апреля временно прекратила поставки бензина и дизельного топлива на Украину, в страны Прибалтики и Польшу. Приостановку экспорта в Минске объясняютрезким ухудшением качества нефти из России. На прошлой неделе стало известно, что в сырье обнаружили хлороорганические соединения. Минск анализирует масштабы ущерба от поступления некачественной нефти. Ранее «Транснефть» подтвердила наличие проблем и обещала решить их к 22-23 апреля.

Действительно ли Белоруссия пресекла поступление некачественных нефтепродуктов в Европу?

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: «Нам же не говорят, что этот объем нефтепродуктов, полученных из плохой нефти, ликвидировали, утилизировали или как-то переработали и очистили. Нет, нам говорят, что они просто не идут на экспорт. А если они идут на внутренний рынок, там что, какие-то машины другие? Значит, все на самом деле не так плохо, раз их сами белорусы могут нормально потребить, а Украине, стране, похожей по потреблению, почему-то эти нефтепродукты нельзя продавать. Поэтому здесь очень много вопросов. И только нормальная техническая экспертиза может установить истину, что же там произошло, действительно ли нельзя было экспортировать эти нефтепродукты или же это политическое решение. Я думаю, что это все-таки политическое решение, тем более речь идет о Мозырском НПЗ, а почему-то ничего не говорят про Новополоцкий НПЗ, который в большей степени ориентирован на экспорт, ведь получается, что и там тоже плохая нефть была, и там тоже нефтепродукты, полученные из плохой нефти, значит, они имеют такое же качество, как на Мозырском НПЗ, тем не менее мы почему-то слышим только про один НПЗ».

Директор Дирекции по реконструкции и развитию Мозырского нефтеперерабатывающего завода Александр Гуд заявил, что во время капитального ремонта предприятие определит степень ущерба из-за поступления российской нефти с повышенным содержанием хлорорганических соединений, не исключен и перенос запланированных сроков капремонта на более раннюю дату.

Комментариев от «Транснефти» на момент публикации материала Business FM получить не удалось. 

Источник: BFM.RU, 23.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики