Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОГК-3 сдвигает сроки

ОГК-3 сдвигает сроки

ОАО «ОГК-3» (собственник – ОАО ГМК «Норильский никель») согласовало с Минэнерго и Системным оператором изменения инвестпрограммы по срокам и объемам строительства новых объектов.

Об этом сообщила Александра Панина, заместитель генерального директора компании по энергорынкам.

По ее словам, речь идет о переносе сроков строительства новых генерирующих объектов на 2017, 2018 и 2019 годы. Одним из проектов, по которым ОГК-3 договорилась с Минэнерго, является новый блок на Южноуральской ГРЭС. Повод для корректировки планов – падение потребления электроэнергии в Челябинской области. Ранее предполагалось, что новые вводы мощностей ОГК-3 в рамках инвестпрограммы будут осуществлены в 2011‑2013 годах.

Меняем Урал на Сочи
 

Кризис кризисом, а оборудование, отработавшее свой – срок, необходимо менять, – объявил осенью 2009 года генеральный директор ОГК-3 Владимир Колмогоров. – Строить сегодня нужно, несмотря ни на что. И новые мощности следует рассматривать не только как дополнительные, но и, главным образом, как замещающие. К примеру, в нашу ОГК входят электростанции, отработавшие уже более 55 лет. В частности, это Черепетская и Южно-уральская ГРЭС, которые являются определяющими в энергетических системах своих регионов.

Как показывает опыт, может возникнуть ситуация, когда вдруг начинаются массовые отключения. Угольные станции представляют собой довольно надежную опору энергосистемы, устойчиво обеспечивая потребителей электроэнергией. Поэтому мы намерены модернизировать Черепетскую ГРЭС. Что касается Южноуральской ГРЭС, несмотря на то что сейчас потребление энергии в регионе резко снизилось, принято решение о строительстве двух блоков первой очереди по 450 МВт, которые будут вводиться в 2012 и 2014 годах. Также планируется возведение третьего блока второй очереди на 180 МВт, – отметил глава компании.

В портфеле ОГК-3 имеются и другие амбициозные планы. Один из них – участие компании в инвестиционном проекте «Комплексное развитие Забайкалья». В частности, соглашение о намерениях с руководством Республики Бурятия предполагает участие ОГК-3 в развитии Окино-Ключевского угольного разреза (лицензия на разработку разреза была приобретена ОГК-3 в 2008 году). Планируется, что максимальная добыча на Окино-Ключевском разрезе составит около 3 миллионов тонн в год. Этот объем позволит ОГК-3 не только закрыть собственные потребности, но и обеспечить углем станции работающей в Забайкалье ОАО «ТГК-14», а также муниципальные нужды.

Еще один проект ОГК-3 связан со строительством Джубгинской ТЭС, которая будет расположена в Туапсинском районе Краснодарского края.

Главная цель этого проекта – обеспечение – надежного энергоснабжения Черноморского побережья Краснодарского края на участке от Новороссийска до Туапсе, – пояснил господин Колмогоров. – Там сегодня испытывают большой дефицит электроэнергии. Изначально в инвестпрограмме ОГК-3 этого проекта не было. Но потребление на Южном Урале резко упало, и мы предложили перенести часть планируемых там мощностей в Краснодарский край и построить Джубгинскую ТЭС на 180 МВт.

Реформирование под ударом
 

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), прокомментировал ситуацию так:

- Решение профильных ведомств – Минэнерго и Системного – оператора пойти навстречу ОГК-3 было вполне ожидаемым. У власти не было объективных причин административно давить на подконтрольную Норникелю генерацию с исполнением сроков инвестпрограммы. Поэтому в госведомствах согласились с доводами компании, что форсировать ввод новых мощностей в связи с глобальным спадом энергопотребления в период дефицита свободных средств и сложностей на кредитном рынке теперь не первоочередная задача для ОГК-3.

На мой взгляд, активный этап реорганизации системы национальной энергетики, связанный с привлечением в отрасль стратегических инвестиций, забуксовал, чтобы не сказать сильнее – близок к провалу. Публичная причина, на которую сетуют отраслевые инвесторы, – глобальный финансовый кризис, который уже привел к масштабному спаду энергопотребления. В начале апреля правительство РФ утвердило новый план развития российской энергетики на ближайшие три года. По сравнению с тем, что было запланировано ранее, в докризисном варианте стратегии, объем ввода новых генерирующих мощностей будет уменьшен в шесть раз. Федеральное правительство в первую очередь озаботилось инвестпрограммами подконтрольных ему госкомпаний – Федеральной сетевой компании (ФСК), холдинга МСРК, «РусГидро», РАО «ЭС Востока», Системного оператора, концерна «Энергоатом», «Интер РАО ЕЭС» и ОГК-1. Как и следовало ожидать, правительство поддержало идею сокращения инвестпрограмм этих компаний: судя по запросной позиции августа 2008 года, инвестпрограмма урезана в деньгах почти на 40 процентов. На частные генерации политика послаблений не распространилась. Напротив, власть призвала частных отраслевых игроков придерживаться принципов исполнения инвестпланов. Главным негативным моментом для реализации крупных инвестпрограмм в энергетике является отсутствие полноценного механизма возврата капитальных вложений.

Что касается ОГК-3, компании не повезло с географией расположения основных активов. Наибольшая доля приходится на Южноуральскую ГРЭС и Костромскую ГРЭС. Именно эти регионы продемонстрировали наиболее существенный спад потребления в связи с экономическим кризисом.

Согласно обнародованной отчетности, выручка ОГК-3 в первом полугодии уменьшилась. Прибыль до налогообложения также оказалась меньше прошлогодней. Тем временем другие игроки смогли нарастить финансовые показатели за счет единовременного роста тарифов на энергию на фоне поквартального повышения цен на газ. Однако у ОГК-3 доля негазовой генерации выше, чем у других компаний (доля угольной генерации составляет 33 процента, мазутной – 2 процента). Поэтому эффект оказался более низким, нежели у конкурентов.

Хватит ли сил?

На вопрос корреспондента «ЭПР» о том, хватит ли у ОГК-3 сил реализовать свои весьма амбициозные планы, в том числе намерения, связанные с развитием энергетики Краснодарского края, Александр Пасечник ответил:

- Как известно, в ходе – Международного инвестиционного форума «Сочи-2009», который проходил в сентябре, между ОАО «ОГК-3» и Туапсинским районом Краснодарского края было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве. Документ закрепил намерения сторон по взаимодействию при строительстве Джубгинской ТЭС. Согласно соглашению, ОГК-3, наделенная официальным статусом олимпийского инвестора, вложит в строительство ТЭС мощностью 180 МВт около 10 миллиардов рублей. Администрация Туапсинского района, на территории которого предполагается возведение ТЭС, в свою очередь, обязалась оказывать энергокомпании содействие в решении земельных и имущественных вопросов.

Как видно, на административном уровне проблем быть не должно, и здесь риски минимальны. Особенно если учесть, что стройки, связанные с развитием инфраструктуры Сочинской олимпиады 2014 года, находятся на особом контроле у главы правительства РФ, за ними закреплен статус приоритетных. Если говорить о финансировании нового для ОГК-3 энергопроекта в Туапсинском районе и исполнения подрядных обязательств, то дела обстоят несколько сложнее. Вероятно, здесь будут задействованы целевые кредиты. Возможно, они будут привлечены под госгарантии, учитывая важность строящегося объекта. К тому же компания может перебросить недостающие инвестиции с других объектов.

По поводу того, последовательна ли политика ОГК-3 в декларированном создании собственной угольной базы и наращивании доли угольной генерации, а также стратегия развития компании в целом, с учетом корректировки инвестпрограммы и смены нескольких гендиректоров за короткий срок, господин Пасечник сказал:

Создание собственной угольной базы и наращивание – угольной составляющей в мощностях ОГК-3 – вполне разумное решение, обоснованное коммерческой мотивацией. Издержки компании за счет потребления собственного угля заметно сократятся, это позволит снизить себестоимость производимой энергии. Однако не стоит забывать, что угольные станции наименее технологичны и приносят намного больше вреда экологии по сравнению с газовыми генерациями. В долгосрочном срезе планы ОГК-3 развивать морально устаревающую отрасль не позволяют говорить о принципах «прорывной» стратегии компании, ее приверженности инновационному пути развития. К тому же добыча угля – сторонний, по большей части непрофильный актив, в то время как на рынке сейчас характерны противоположные тенденции, связанные с избавлением от непрофильных бизнесов и концентрацией компаний на основной сфере деятельности.

Автор: Ольга Мариничева

Источник: Энергетика и промышленность России, 10.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики