Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Письмо Nord Stream 2 Юнкеру доказало бессмысленность барьеров "Северному потоку-2"

Письмо Nord Stream 2 Юнкеру доказало бессмысленность барьеров "Северному потоку-2"

Направленное компанией письмо Юнкеру по поправкам к Газовой директиве – это предупреждение о возможных судебных исках по "Северному потоку-2". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

"В России неспециалисты не до конца понимают суть поправок в газовую директиву ЕС и потому преувеличивают барьеры, которые нововведения могут создать "Северному потоку-2". На самом деле измененное законодательство лишь распространяет требования к наземным газопроводам на аналогичные морские. Но суть не в том, что эти ноу-хау смогут ограничить работу российско-германского трубопровода. А в том, как европейское право теперь будет применяться.

В России принято считать, что поправки в законодательство ЕС приведут к тому, что мощность "Северного потока-2" будет использована лишь наполовину, так как 50% нужно зарезервировать под альтернативных поставщиков, которых быть не может. Но если почитать обновленную газовую директиву, в ней уже заложено достаточно много вариантов, которые позволят трубопроводу функционировать в полноценном режиме. Задача ставится – добиться, чтобы уже имеющиеся процедуры были применены", - отмечает аналитик.

Компания Nord Stream 2 AG, оператор строительства газопровода "Северный поток-2", направила письмо главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру по поправкам к Газовой директиве Евросоюза. В нем у ЕС запрашивается официальное подтверждение того, что на основании обновленной газовой директивы к "Северному потоку-2" будут применяться условия не хуже, чем к другим подобным газопроводам, поставляющим газ в ЕС, инвестиции в которые были сделаны задолго до принятия поправок к директиве.

"Обновленная газовая директива ЕС предусматривает процедуру исключения отдельных проектов из требований Третьего энергопакета. Предположим, что исключений "Северному потоку-2" не дадут – есть процедура межправительственного соглашения между страной, откуда выходит газопровод, и государством, куда он приходит. Это тоже выводит проект из-под новых требований, правда, требуется утверждать этот договор в Брюсселе. Самый простой и легальный способ тоже прямо прописан в законодательстве ЕС.

Он подразумевает, что 50% мощности трубопровода бронируется за прямым поставщиком, а вторая половина – под продажи на аукционах. Так работает газопровод OPAL, являющийся продолжением "Северного потока-1". Но из-за того, что к нему не применяли абсолютно легальные процедуры, несколько лет российских газопровод работал вполовину мощности, хотя аукционный вариант существовал и тогда. Сейчас придется вновь добиваться, чтобы европейцы применяли свои же законы", - считает эксперт.

Судебные перспективы

В Nord Stream 2 AG подчеркнули: письмо Юнкеру является уведомлением, направляемым согласно статье 26 договора к Энергетической хартии. Компания уважает законодательство ЕС и международное право и полагает, что они должны быть применены к проекту надлежащим образом, в частности в том, что касается фундаментальных принципов недопущения дискриминации и защиты правомерных ожиданий", - сказали в компании.  

Совет стран ЕС одобрил поправки к Газовой директиве ЕС 15 апреля. Согласно новым правилам, нормы для газопроводов, которые идут в ЕС из третьих стран, будут распространяться и на территориальные моря, а не только на наземные трубы. Теперь компания, которая добывает газ, не может одновременно владеть газопроводом. А также искать варианты использования трубопровода на полную мощность после завершения его строительства.

"Пять крупных европейских компаний, заключая соглашения на инвестиции в "Северный поток-2", руководствовались действовавшими на тот момент правилами Евросоюза. В процессе реализации проекта Брюссель сменил правила игры, но концессионеры вправе настаивать, чтобы к российско-германскому газопроводу они не применялись. Ведь если трубопровод будет стоять наполовину пустым, то и вложения свои инвесторы вернут куда позже, чем ожидали.

Nord Stream 2 просто посылает сигнал, демонстрируя очевидное: если европейцы не станут использовать собственное законодательство в угоду политическим интересам, их ждут разбирательства в суде. Хотя этого не нужно и не выгодно всем, а "Северный поток-2" готов функционировать даже в новых правовых условиях. Все дополнительные сложности решаемы.

Показателен прецедент Дании, которая не дает ответа на запрос разрешения строительства газопровода в своих водах. Ситуация банальна: если Копенгаген скажет "нет", то нарушит Конвенцию ООН по Морскому праву. Но и "да" говорить нельзя – существуют обязательства перед США. В итоге вопрос "подвешен". Но если в споре по новой газовой директиве к"Северному потоку-2" дойдет до суда, прецедент с OPAL станет значимым аргументом для арбитров, и в конечном итоге Брюсселю все равно придется уступить", - заключает Константин Симонов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 24.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики