Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полный газ для дилетанта

Полный газ для дилетанта

Эксперты не видят возможности у нового президента Украины серьезно повлиять на ситуацию в нефтегазовой сфере

Избрание президентом Украины Владимира Зеленского дает слабую надежду на то, что российско-украинские отношения в нефтегазовой сфере будут более конструктивными, чем при Петре Порошенко. В лице Зеленского победу на Украине одержала условная «партия мира», и, по крайней мере на уровне риторики, градус напряжения с Россией придется снижать, чтобы хоть как-то оправдать ожидания значительной части избирателей.

Но содержательно позиция Зеленского по принципиальным вопросам, прежде всего по газовому транзиту, будет по-прежнему формироваться далеко за пределами Украины — в этом смысле победа шоумена означает не более чем дальнейшее ослабление Украины как самостоятельного субъекта международной политики и экономики.

Времени на раскачку у Зеленского нет — контракт на транзит российского газа истекает всего через 8 месяцев, а многие рычаги управления украинской энергетикой по-прежнему остаются у команды Порошенко. 

Добро пожаловать в террариум единомышленников

В отличие от Юлии Тимошенко, пытавшейся сделать газовые тарифы одним из главных «гвоздей» своей кампании, Зеленский, входивший в президентскую гонку значительно позже остальных участников, этого вопроса предусмотрительно почти не касался. Надо полагать, прекрасно понимая, что любая громкая декларация на эту тему будет играть против него, неизбежно предполагая обещания на большую перспективу. В одном из предвыборных роликов он напомнил, что запасы газа на Украине составляют около 3,5 трлн м3, а по сравнению с советским периодом добыча упала примерно в 3,5 раза (с 70 млрд до 20 млрд м3 в год) в связи с исчерпанностью многих месторождений.

«В новые нужно вкладывать деньги, а этого никто не хочет, потому что заработает система через 5–10 лет. Такой конфеткой народ не накормишь», — справедливо признал Зеленский.

На следующий день после победы Зеленского его официальный представитель Александр Данилюк заявил, что после вступления избранного президента в должность вопрос о тарифах на газ будет поднят перед правительством.

«Мы видим, что рыночная цена на газ уменьшилась, существенно уменьшилась по сравнению с зимним периодом. Что мы сейчас видим — то, что газ для населения стоит дороже, как для бизнеса», — пояснил Данилюк, добавив, впрочем, что сфера тарифов не находится в компетенции президента. В правительстве же Зеленскому, возможно, предстоит общаться по тарифам с таким сложным переговорщиком, как нынешний министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, которого называют главным претендентом на пост главы кабмина.

С первых же дней президентства Владимиру Зеленскому придется выстраивать отношения и с такой фигурой, как Андрей Коболев, председатель правления НАК «Нафтогаз Украины». 1 марта, за месяц до первого тура президентских выборов, кабмин Украины продлил ему контракт на год, в чем легко увидеть некоторые гарантии на случай поражения Порошенко лично для него и для действующего премьер-министра Владимира Гройсмана.

Коболев, возглавивший «Нафтогаз» вскоре после Евромайдана 2014 г., считался креатурой главы правительства Арсения Яценюка, но после его отставки полностью ушел под влияние Порошенко.

О минимальной самостоятельности главы «Нафтогаза Украины» свидетельствовало как минимум отсутствие возражений политическому решению Порошенко прекратить прямые закупки российского газа.

Скорейшее выстраивание взаимодействия с «Нафтогазом» чрезвычайно важно для Зеленского, поскольку уже в мае должен состояться очередной раунд переговоров по транзиту газа в формате Украина — Россия — Европейская комиссия, а 1 января 2020 г. истекает нынешний контракт на транзит. На предыдущих переговорах Коболев отстаивал предельно жесткую позицию Украины по спорным вопросам, и теперь главный вопрос заключается в том, изменится ли что-либо после избрания нового президента.

За несколько дней до второго тура выборов (когда практически все соцопросы предрекали поражение Порошенко) Коболев заявил в интервью порталу ТСН.ua: «То, что „Северный поток — 2“ не заработает 1 января следующего года, это очевидно, к этому готовы уже все. Для россиян это, наверное, даже возможность. И они, по моему прогнозу, пытаются воспользоваться тем фактом, что „Северного потока — 2“ нет, и могут устроить очередной газовый кризис, это очень в их стиле». Украина, добавил глава «Нафтогаза», уже начала готовиться к прекращению транзита, а Гройсман, выступая в Верховной Раде в середине апреля, сообщил, что у кабмина есть некий «план Б» на тот случай, если Россия прекратит газовый транзит. 

Методички для «слуги народа»

Таким образом, ситуация требует от Зеленского скорейшего вхождения в полный круг газовых проблем. Кроме того, в наследство от последних дней президентства Порошенко он получает еще и новые санкции, введенные Россией 18 апреля, когда под запретом оказались поставки на Украину нефти, нефтепродуктов, газа и угля без специального разрешения правительства РФ. По всем этим вопросам новый президент уже в ближайшем будущем должен будет представить проголосовавшим за него украинцам свою позицию, и российские эксперты убеждены, что эта позиция будет формироваться отнюдь не самим Зеленским, не имеющим сколько-нибудь значимого опыта практической политики.

По словам политолога Станислава Смагина, о компетенции избранного президента в вопросах ТЭК говорит всего один эпизод. Когда буквально за пару дней до выборов Зеленского спросили, что делать с грядущей приостановкой поставок российского топлива, тот, признав, что плохо знает проблему, заявил, что нужно искать альтернативных поставщиков, «может быть, искать их в западных странах».

«Всех жаждущих конкретики Зеленский переадресовал к своему помощнику по энергетике, ЖКХ и антимонопольному регулированию Андрею Герусу, а тот сообщил, что „нам надо сделать диверсификацию, у нас есть полтора месяца до 1 июня для того, чтобы заместить морем, из Польши, западного направления и стран Балтии“.

Учитывая, что в странах Балтии нефть имеется на уровне статистической погрешности, а единственное на три страны нефтепредприятие ORLEN Lietuva находится в глубоком упадке, оптимизм советника свежеизбранного президента вызывает зависть, а его квалификация — сомнения», — иронизирует Смагин.

Позиция по газовому транзиту является секретом для самого Зеленского, поскольку в ходе кампании он признался, что в этом ничего не понимает, добавляет политолог Александр Асафов, полагающий, что эту позицию новому президенту Украины предстоит сформировать под плотным контролем и инструктажем американцев:

«Вряд ли у Зеленского есть коридор возможностей, чтобы усомниться в позиции американцев по „Северному потоку — 2“ и, шире, по поставкам американского СПГ в Европу. Этот коридор сужают также огромные долги Украины, которые нужно погашать уже в этом году, и тотальный диктат МВФ.

В общем, надежд на изменение не очень много, хотя есть некое очарование новым лицом. Но в любом случае стоит дождаться какого-то высказывания Зеленского по газовым вопросам».

Независимый эксперт в области ТЭК Александр Полыгалов отмечает еще один фактор, влияющий на развитие ситуации. По его словам, многое будет зависеть от того, на каких условиях договорятся с новым президентом Украины основные выгодополучатели существующих схем, связанных с российскими энергоресурсами. Например, один из несущих элементов известной схемы «Роттердам+» заключается в том, что украинская сторона закупает уголь, добываемый в ДНР и ЛНР (а иногда и в России), который затем поступает на украинские ТЭС по цене, превышающей закупочную в 1,5–3 раза.

«Разница оседает в карманах разнообразных посредников, среди которых злые языки называют Порошенко, олигарха Рината Ахметова, а также бенефициаров из непризнанных республик и их московских „кураторов“. Похожие схемы работают и в области нефти и нефтепродуктов, только здесь товарно-денежные потоки идут, видимо, либо непосредственно из России, либо через Белоруссию, чье руководство издавна славится склонностью продавать в третьи страны нефтепродукты, произведенные из беспошлинной российской нефти под видом „предназначенных для внутреннего рынка Белоруссии“.

Сможет ли Зеленский заменить в подобных схемах Порошенко? Это и будет основной фактор, влияющий на возможные изменения в российско-украинских отношениях, связанных с энергоресурсами», — говорит Полыгалов. 

Не последний, но решительный бой

«Главное, что следует пожелать новому украинскому руководству, — здравомыслия», — этот комментарий российского премьер-министра Дмитрия Медведева по поводу итогов украинских выборов, пожалуй, лучше всего отражает ожидания российских властей, связанные с фигурой Зеленского. Иллюзий относительно его самостоятельности как политического субъекта Москва точно не питает, но при Порошенко российско-украинские отношения ухудшились настолько, что любое новое лицо автоматически воспринимается как возможность оттолкнуться от дна. Проблема газового транзита позволяет реализовать эту возможность на практике, поскольку его сохранение как минимум не противоречит интересам Украины.

«Для администрации Порошенко, которая во многом ориентировалась на американский истеблишмент, подписание транзитного контракта было не главной задачей, — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Прекращение украинского транзита создало бы в Европе дефицит газа, который так нужен американским сланцевым проектам. Транзитный контракт выгоден самой Украине, поскольку без него она потеряет оплату за транзит, не сможет воспользоваться реверсной схемой поставок российского газа и будет втридорога платить за газ, который придется искать.

Так что, если Зеленский в большей степени будет ориентироваться пусть не на интересы самой Украины, а на интересы Европы, это будет лучше, чем ситуация при Порошенко и его команде. России транзит тоже явно нужен. К началу 2020 г., вероятно, не будут достроены „Северный поток — 2“ и вторая нитка „Турецкого потока“, но, если бы эти проекты даже были завершены, риск того, что весь газ не удастся направить по этим трубопроводам, довольно велик. Поэтому России договор с Украиной нужен как минимум на 2020 г., желание его подписать есть и у европейцев, поскольку для них это гарантия надежности поставки газа».

Нет сомнений, что более адекватная декларируемая позиция Зеленского по отношению к России будет стимулировать различные инициативы по сближению и в российском, и в украинском истеблишменте. Как отмечает Смагин, глава партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук, считающийся на Украине самым пророссийским политиком, за несколько дней до второго тура выборов заявил, что Кремль готов предложить новому президенту 25-процентную скидку на газ, если Киев согласится возобновить прямые закупки у «Газпрома». Сможет ли Зеленский принять такой подарок без консультаций с западными кураторами — большой вопрос.

«Зеленскому придется что-то делать в рамках борьбы с тяжелым наследием Порошенко, хотя бы имитировать это, иначе его рейтинг упадет еще быстрее, чем некогда у самого Порошенко, — полагает Смагин. — Например, он может попытаться снизить резко подскочившие в 2018 г. тарифы на тепло, в структуре которых газ занимает основную долю. Но „вице-король Украины“, спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер сразу же назвал это повышение тарифов важным достижением молодой украинской демократии. Такие подводные и надводные камни будут попадаться постоянно, ведь в послемайданной политической системе возможна смена лиц, но не курса, разве что его корректировки, и то связанные с переходом части акций от одних акционеров „Европейско-американской украинской компании“ к другим».

По мнению Юшкова, с украинской стороны единственная надежда на позитив в газовом вопросе заключается в том, что Зеленский поменяет энергетическую команду. Нынешнее руководство «Нафтогаза Украины» не стремится к диалогу по транзиту — с его стороны постоянно звучат заявления, что Россия провалит переговоры, нового договора не будет и т. д. Но списывать со счетов экс-президента и его людей преждевременно.

«На Украине всегда было так: после президентских выборов разные группы влияния сохраняют позиции и продолжают борьбу между собой, просто кто-то из них на время садится на „киевское княжение“.

Порошенко и его окружение остаются в силе, поэтому конкуренция за контроль над украинской энергетикой будет очень значительной. Удастся ли выиграть эту конкуренцию Зеленскому — пока неизвестно», — отмечает эксперт.

Добавляет интриги состоявшаяся 12 апреля в Берлине встреча Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель, на которой, по мнению Асафова, речь за закрытыми дверями шла не столько о возможном будущем Порошенко как политика, сколько о перспективах украинской газотранспортной системы (ГТС). Основным условием участия Германии в «Северном потоке — 2», о котором шла речь на прошлогодних переговорах Меркель и Трампа, является сохранение украинского газового транзита, напоминает эксперт, и вряд ли итог выборов на Украине здесь что-то изменит.

Поэтому, предполагает он, торг будет разворачиваться по поводу стоимости ГТС, за которую Украина хочет получить $15 млрд, в то время как немецкая сторона готова вложить всего $9 млрд.

Можно также вспомнить, что в конце 2018 г. Коболев заявлял и о возможности инвестирования в ГТС миллиардов долларов некоей американской компанией.

Так или иначе, от самих украинских властей и лично от Зеленского в этом сюжете мало что зависит.

«Насколько можно судить, в газовом вопросе западные партнеры определенное время велели Порошенко не вмешиваться. Полагаю, Зеленскому эти же партнеры донесут ту же идею, — резюмирует Полыгалов. — Идет сложный торг между Германией, рядом небольших европейских государств, за которыми маячит тень США, и Россией. В этом торге Украине, насколько можно предположить, сказано не путаться под ногами, что полностью превращает ее в объект переговоров. Здесь со сменой президента Украины, видимо, так ничего и не поменяется. По крайней мере, в ближайшее время». 

Автор: Николай Проценко

Источник: OilCapital.ru, 24.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики