Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мнение: о честных условиях для "Северного потока-2" нам рассказывают сказки

Мнение: о честных условиях для "Северного потока-2" нам рассказывают сказки

Оператор "Северного потока-2", компания Nord Stream 2 AG, надеется на справедливые условия для проекта со стороны ЕС. В эфире радио Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, как, по его мнению, будет развиваться ситуация.

 

Компания Nord Stream 2 AG, оператор проекта газопровода "Северный поток-2", направила письмо председателю Европейской комиссии Жан-Клоду Юнкеру с просьбой к ЕС предоставить официальное подтверждение того, что на основании измененной Газовой директивы к проекту будут применяться те же условия, что и к другим подобным газопроводам, инвестиции в которые были сделаны задолго до принятия поправок к директиве. Об этом РИА Новости сообщил представитель компании.
 
"Компания Nord Stream 2 AG уважает законодательство ЕС и международное право и полагает, что они должны быть применены к проекту надлежащим образом, в частности в том, что касается фундаментальных принципов недопущения дискриминации и защиты правомерных ожиданий", – сообщил представитель компании. 
 
По его словам, когда Еврокомиссия выносила на рассмотрение предложение о внесении поправок в Газовую директиву, она однозначно сформулировала, что "Северный поток-2" является единственным проектом на "продвинутом" этапе. 
 
"Если к "Северному потоку-2" не будет применяться такой же правовой режим, как к другим подобным газопроводам, инвестиции в которые были сделаны до принятия поправок к Газовой директиве, это будет являться нарушением международного права и законодательства ЕС, включая невыполнение обязательств ЕС по договору к ДЭХ (Договор к энергетической хартии – ред.) в отношении компании Nord Stream 2 AG как инвестора", – сказал представитель компании.
 
Он также отметил, что со стороны ЕС было бы безосновательно и несправедливо разработать поправки к Газовой директиве таким образом, чтобы они существенно повлияли только на "Северный поток-2", при этом освободив от выполнения этих правил путем дерогации (частичная отмена старого закона) другие морские газопроводы, поставляющие газ в ЕС.
Позже в среду представитель ЕК сообщил РИА Новости, что Еврокомиссия получила письмо от Nord Stream 2 AG и планирует ответить на него.
 
В эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, как, по его мнению, будет развиваться ситуация.
 
"Думаю, что Юнкер будет оправдываться: мол, у нас для всех правила одинаковые, мы распространили Третий энергопакет на морские газопроводы для всех и так далее. То есть будет валять дурака и отговариваться стандартными фразами о свободном рынке, об общем доступе, о развитии конкуренции и подобных вещах. Но в реальности мы все понимаем, что эти поправки направлены исключительно против российских проектов, в частности "Северного потока-2". Ведь если установить такие же правила игры, как для остальных газопроводов – не российских, то, по идее, европейцы должны бы нам сразу автоматом дать исключение из норм Третьего энергопакета", – сказал Игорь Юшков.
 
Однако этого не происходит, продолжил эксперт. Он привел в пример аналогичный проект – строящийся газопровод из Азербайджана (система TAP/TANAP – Трансадриатический, Трансанатолийский газопроводы) в Турцию и дальше в Грецию, Италию с заходом в Болгарию. И в эту "трубу" "Газпром" не пускают, отметил Игорь Юшков.
 
"Что получается: как только этот проект был заявлен, они сразу же дали исключение из норм Третьего энергопакета. Хотя сейчас, например, "Газпром" тоже приходит в Турцию и, по идее, он мог бы потребовать 50% мощности этих новых газопроводов. Вот вам – конкуренция. То есть то, о чем написано в Третьем энергопакете – несколько поставщиков и один газопровод, один поставщик должен загружать не более 50% мощности трубы. И это было бы реальностью, если бы ЕС не дал исключений из норм Третьего энергопакета для азербайджанского проекта", – подчеркнул эксперт.
 
Получается, что нарушается дух европейского законодательства, но это почему-то никого не беспокоит, отметил Игорь Юшков.
 
"Нарушается принцип о том, что должна быть конкуренция поставщиков – нас просто не пускают в эту трубу. А в отношении "Северного потока-2", где нет никаких альтернативных поставщиков, как таковых, нам говорят: "Нет, 50% мощности будете оставлять в трубе, вдруг другой поставщик придет"… И эти сказки нам постоянно рассказывают", – заключил эксперт. 

 

Совет стран ЕС 15 апреля почти единогласно окончательно одобрил поправки к Газовой директиве Евросоюза, которые касаются работы морских газопроводов и, следовательно, распространятся на "Северный поток-2".
 
Согласно закону, новые и действующие газопроводы из третьих стран в ЕС в территориальных морях государств ЕС должны будут соответствовать определенным правилам, которые сейчас распространяются на наземные трубы. Среди них – разделение деятельности по добыче и транспортировке газа (так называемый "анбандлинг"), требования по тарифам на прокачку газа, доступ к трубе третьих сторон. Поправки предусматривают и возможность предоставления исключений и послаблений для действующих и новых газопроводов.
 
Источник: 
Радио Sputnik, 24.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики