Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мнение: о честных условиях для "Северного потока-2" нам рассказывают сказки

Мнение: о честных условиях для "Северного потока-2" нам рассказывают сказки

Оператор "Северного потока-2", компания Nord Stream 2 AG, надеется на справедливые условия для проекта со стороны ЕС. В эфире радио Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, как, по его мнению, будет развиваться ситуация.

 

Компания Nord Stream 2 AG, оператор проекта газопровода "Северный поток-2", направила письмо председателю Европейской комиссии Жан-Клоду Юнкеру с просьбой к ЕС предоставить официальное подтверждение того, что на основании измененной Газовой директивы к проекту будут применяться те же условия, что и к другим подобным газопроводам, инвестиции в которые были сделаны задолго до принятия поправок к директиве. Об этом РИА Новости сообщил представитель компании.
 
"Компания Nord Stream 2 AG уважает законодательство ЕС и международное право и полагает, что они должны быть применены к проекту надлежащим образом, в частности в том, что касается фундаментальных принципов недопущения дискриминации и защиты правомерных ожиданий", – сообщил представитель компании. 
 
По его словам, когда Еврокомиссия выносила на рассмотрение предложение о внесении поправок в Газовую директиву, она однозначно сформулировала, что "Северный поток-2" является единственным проектом на "продвинутом" этапе. 
 
"Если к "Северному потоку-2" не будет применяться такой же правовой режим, как к другим подобным газопроводам, инвестиции в которые были сделаны до принятия поправок к Газовой директиве, это будет являться нарушением международного права и законодательства ЕС, включая невыполнение обязательств ЕС по договору к ДЭХ (Договор к энергетической хартии – ред.) в отношении компании Nord Stream 2 AG как инвестора", – сказал представитель компании.
 
Он также отметил, что со стороны ЕС было бы безосновательно и несправедливо разработать поправки к Газовой директиве таким образом, чтобы они существенно повлияли только на "Северный поток-2", при этом освободив от выполнения этих правил путем дерогации (частичная отмена старого закона) другие морские газопроводы, поставляющие газ в ЕС.
Позже в среду представитель ЕК сообщил РИА Новости, что Еврокомиссия получила письмо от Nord Stream 2 AG и планирует ответить на него.
 
В эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, как, по его мнению, будет развиваться ситуация.
 
"Думаю, что Юнкер будет оправдываться: мол, у нас для всех правила одинаковые, мы распространили Третий энергопакет на морские газопроводы для всех и так далее. То есть будет валять дурака и отговариваться стандартными фразами о свободном рынке, об общем доступе, о развитии конкуренции и подобных вещах. Но в реальности мы все понимаем, что эти поправки направлены исключительно против российских проектов, в частности "Северного потока-2". Ведь если установить такие же правила игры, как для остальных газопроводов – не российских, то, по идее, европейцы должны бы нам сразу автоматом дать исключение из норм Третьего энергопакета", – сказал Игорь Юшков.
 
Однако этого не происходит, продолжил эксперт. Он привел в пример аналогичный проект – строящийся газопровод из Азербайджана (система TAP/TANAP – Трансадриатический, Трансанатолийский газопроводы) в Турцию и дальше в Грецию, Италию с заходом в Болгарию. И в эту "трубу" "Газпром" не пускают, отметил Игорь Юшков.
 
"Что получается: как только этот проект был заявлен, они сразу же дали исключение из норм Третьего энергопакета. Хотя сейчас, например, "Газпром" тоже приходит в Турцию и, по идее, он мог бы потребовать 50% мощности этих новых газопроводов. Вот вам – конкуренция. То есть то, о чем написано в Третьем энергопакете – несколько поставщиков и один газопровод, один поставщик должен загружать не более 50% мощности трубы. И это было бы реальностью, если бы ЕС не дал исключений из норм Третьего энергопакета для азербайджанского проекта", – подчеркнул эксперт.
 
Получается, что нарушается дух европейского законодательства, но это почему-то никого не беспокоит, отметил Игорь Юшков.
 
"Нарушается принцип о том, что должна быть конкуренция поставщиков – нас просто не пускают в эту трубу. А в отношении "Северного потока-2", где нет никаких альтернативных поставщиков, как таковых, нам говорят: "Нет, 50% мощности будете оставлять в трубе, вдруг другой поставщик придет"… И эти сказки нам постоянно рассказывают", – заключил эксперт. 

 

Совет стран ЕС 15 апреля почти единогласно окончательно одобрил поправки к Газовой директиве Евросоюза, которые касаются работы морских газопроводов и, следовательно, распространятся на "Северный поток-2".
 
Согласно закону, новые и действующие газопроводы из третьих стран в ЕС в территориальных морях государств ЕС должны будут соответствовать определенным правилам, которые сейчас распространяются на наземные трубы. Среди них – разделение деятельности по добыче и транспортировке газа (так называемый "анбандлинг"), требования по тарифам на прокачку газа, доступ к трубе третьих сторон. Поправки предусматривают и возможность предоставления исключений и послаблений для действующих и новых газопроводов.
 
Источник: 
Радио Sputnik, 24.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики