Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разговор о компромиссе: эксперты о письме Юнкеру по «Северному потоку — 2»

Разговор о компромиссе: эксперты о письме Юнкеру по «Северному потоку — 2»

Компания-оператор газопровода «Северный поток — 2» — Nord Stream 2 — направила письмо главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру с просьбой уточнить вопрос применения к проекту ранее принятых поправок к Газовой директиве Евросоюза. В компании высказали опасения, что в нынешних условиях могут возникнуть дискриминационные риски по отношению к проекту и не исключили судебных разбирательств. Эксперты считают, что для подобных предположений есть все основания.

Поправки против одного проекта 

Поправки к Газовой директиве Евросоюза принимались именно для их последующего применения к «Северному потоку — 2», заявил RNS директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

С мнением Правосудова согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Казус заключается в том, что поправки в газовую директиву о распространении "третьего энергопакета" на морские газопроводы равнозначны введению санкций против "Северного потока — 2", поскольку эта мера направлена исключительно против этого газопровода», — говорил RNS Юшков. Он уточнил, что поправки никак не затронут строительство, потому что «третий энергопакет» регулирует правила не строительства, а использования.

Вариант компромисса

Правосудов напомнил, что в прошлом ЕС предоставил исключение для газопровода «Северный поток — 1», хотя эти нормы и не должны были распространяться на него в обязательном порядке, поскольку газопровод находился на территории Евросоюза лишь частично и являлся международным проектом. Продолжения «Северного потока — 1», а именно газопроводы OPAL и NEL, находились исключительно на территории ЕС, из-за чего нормы «третьего энергопакета» применялись к ним в полной мере.

Газопровод OPAL в итоге подвергся «некоторой дискриминации», подчеркнул эксперт. В течение нескольких лет ЕС требовал от «Газпрома» заполнять его только на 50%, а на другую половину нашлись альтернативные поставщики. Однако российское законодательство запрещает использование «Северного потока — 1» другими компаниями, в результате чего газопровод не мог быть полностью загружен. В конечном счете стороны пришли к компромиссу: право на заполнение оставшихся 50% было приобретено «Газпромом» в ходе аукциона.

Эксперт предположил, что в ситуации с «Северным потоком — 2» будет найден схожий компромисс. Формально ЕС применит к газопроводу ряд норм — к примеру, запретит компаниям-транспортерам добывать и продавать газ. Правосудов напомнил, что «Северный поток — 2» финансируют некоторые западные компании, которые по завершении строительства газопровода получат определенные доли владения. «Газпром» же перестанет быть стопроцентным владельцем проекта.

«Когда труба уложена уже на 50%, то бросить этот проект под водой уже выглядит бредом. Будет разговор о некоем компромиссе», — заключил эксперт.

«Сейчас, возможно, будет то же самое, "Газпром" могут какое-то время сдерживать и не давать загружать СП-2 на полную мощность, но в итоге он докажет необходимость получения исключения из норм "третьего энергопакета". Так что нынешние поправки к газовой директиве направлены на то, чтобы снизить эффективность работы СП-2, но он будет построен, и сомневаться в этом не стоит», — соглашается Юшков.

Возможная дискриминация

«Северный поток — 2» — газопровод из России в Германию через Балтийское море протяженностью 1220 км и мощностью 55 млрд кубометров в год. Он должен напрямую связать российскую ресурсную базу и европейских потребителей. Компания Nord Stream 2 начала укладку труб «Северного потока — 2» в сентябре прошлого года. Строительство газопровода должно завершиться в конце 2019 года.

Ранее принятые поправки к Газовой директиве ЕС предусматривают, что ее положения будут распространяться на участок «Северного потока – 2», расположенный в территориальных водах Германии в точке соединения с ее газотранспортной системой. При этом статья 49a измененной Газовой директивы ЕС предусматривает возможность дерогации в отношении морских газопроводов, которые были завершены до ожидаемого летом 2019 года вступления в силу новых положений. Дерогация позволяет государствам-членам ЕС не применять к таким газопроводам ключевые положения директивы о разделении прав собственности, обеспечении доступа третьих сторон и регулировании тарифов.

В ЕК утверждают, что основанием для дерогации является необходимость «принятия во внимание правомерных ожиданий существующих операторов, а также того факта, что в ЕС ранее отсутствовали специфические правила, применимые к газопроводам из третьих стран». Представители Nord Stream 2 заявили, что применение к «Северному потоку — 2» иного правового режима по сравнению с другими подобными газопроводами будет являться нарушением законодательства ЕС и международного права.

В Nord Stream 2 также напомнили, что с 2015 года инвестиции компании только в капитальные затраты на проектирование и строительство газопровода превысили €5,8 млрд. Представители компании заключили, что со стороны Евросоюза было бы несправедливо разработать поправки, которые существенно влияли только на «Северный поток — 2» и освобождали от выполнения новых правил другие морские газопроводы путем дерогации.

Источник: RNS, 24.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики