Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разговор о компромиссе: эксперты о письме Юнкеру по «Северному потоку — 2»

Разговор о компромиссе: эксперты о письме Юнкеру по «Северному потоку — 2»

Компания-оператор газопровода «Северный поток — 2» — Nord Stream 2 — направила письмо главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру с просьбой уточнить вопрос применения к проекту ранее принятых поправок к Газовой директиве Евросоюза. В компании высказали опасения, что в нынешних условиях могут возникнуть дискриминационные риски по отношению к проекту и не исключили судебных разбирательств. Эксперты считают, что для подобных предположений есть все основания.

Поправки против одного проекта 

Поправки к Газовой директиве Евросоюза принимались именно для их последующего применения к «Северному потоку — 2», заявил RNS директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

С мнением Правосудова согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Казус заключается в том, что поправки в газовую директиву о распространении "третьего энергопакета" на морские газопроводы равнозначны введению санкций против "Северного потока — 2", поскольку эта мера направлена исключительно против этого газопровода», — говорил RNS Юшков. Он уточнил, что поправки никак не затронут строительство, потому что «третий энергопакет» регулирует правила не строительства, а использования.

Вариант компромисса

Правосудов напомнил, что в прошлом ЕС предоставил исключение для газопровода «Северный поток — 1», хотя эти нормы и не должны были распространяться на него в обязательном порядке, поскольку газопровод находился на территории Евросоюза лишь частично и являлся международным проектом. Продолжения «Северного потока — 1», а именно газопроводы OPAL и NEL, находились исключительно на территории ЕС, из-за чего нормы «третьего энергопакета» применялись к ним в полной мере.

Газопровод OPAL в итоге подвергся «некоторой дискриминации», подчеркнул эксперт. В течение нескольких лет ЕС требовал от «Газпрома» заполнять его только на 50%, а на другую половину нашлись альтернативные поставщики. Однако российское законодательство запрещает использование «Северного потока — 1» другими компаниями, в результате чего газопровод не мог быть полностью загружен. В конечном счете стороны пришли к компромиссу: право на заполнение оставшихся 50% было приобретено «Газпромом» в ходе аукциона.

Эксперт предположил, что в ситуации с «Северным потоком — 2» будет найден схожий компромисс. Формально ЕС применит к газопроводу ряд норм — к примеру, запретит компаниям-транспортерам добывать и продавать газ. Правосудов напомнил, что «Северный поток — 2» финансируют некоторые западные компании, которые по завершении строительства газопровода получат определенные доли владения. «Газпром» же перестанет быть стопроцентным владельцем проекта.

«Когда труба уложена уже на 50%, то бросить этот проект под водой уже выглядит бредом. Будет разговор о некоем компромиссе», — заключил эксперт.

«Сейчас, возможно, будет то же самое, "Газпром" могут какое-то время сдерживать и не давать загружать СП-2 на полную мощность, но в итоге он докажет необходимость получения исключения из норм "третьего энергопакета". Так что нынешние поправки к газовой директиве направлены на то, чтобы снизить эффективность работы СП-2, но он будет построен, и сомневаться в этом не стоит», — соглашается Юшков.

Возможная дискриминация

«Северный поток — 2» — газопровод из России в Германию через Балтийское море протяженностью 1220 км и мощностью 55 млрд кубометров в год. Он должен напрямую связать российскую ресурсную базу и европейских потребителей. Компания Nord Stream 2 начала укладку труб «Северного потока — 2» в сентябре прошлого года. Строительство газопровода должно завершиться в конце 2019 года.

Ранее принятые поправки к Газовой директиве ЕС предусматривают, что ее положения будут распространяться на участок «Северного потока – 2», расположенный в территориальных водах Германии в точке соединения с ее газотранспортной системой. При этом статья 49a измененной Газовой директивы ЕС предусматривает возможность дерогации в отношении морских газопроводов, которые были завершены до ожидаемого летом 2019 года вступления в силу новых положений. Дерогация позволяет государствам-членам ЕС не применять к таким газопроводам ключевые положения директивы о разделении прав собственности, обеспечении доступа третьих сторон и регулировании тарифов.

В ЕК утверждают, что основанием для дерогации является необходимость «принятия во внимание правомерных ожиданий существующих операторов, а также того факта, что в ЕС ранее отсутствовали специфические правила, применимые к газопроводам из третьих стран». Представители Nord Stream 2 заявили, что применение к «Северному потоку — 2» иного правового режима по сравнению с другими подобными газопроводами будет являться нарушением законодательства ЕС и международного права.

В Nord Stream 2 также напомнили, что с 2015 года инвестиции компании только в капитальные затраты на проектирование и строительство газопровода превысили €5,8 млрд. Представители компании заключили, что со стороны Евросоюза было бы несправедливо разработать поправки, которые существенно влияли только на «Северный поток — 2» и освобождали от выполнения новых правил другие морские газопроводы путем дерогации.

Источник: RNS, 24.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики