Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Миф о нерентабельности "Северного потока-2" опровергает пример "Силы Сибири"

Миф о нерентабельности "Северного потока-2" опровергает пример "Силы Сибири"

Немецкие СМИ, говоря о проблемах "Северного потока-2" и его возможной нерентабельности, сознательно сгущают краски и подменяют понятия. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Действительно, Дания может повлиять на сроки ввода в эксплуатацию "Северного потока-2", однако это не столь катастрофично, как описывает немецкая пресса. Есть вариант обхода исключительной экономической зоны Дании, но тогда трубы пойдут по исключительной экономической зоне Швеции, и тогда нужно будет согласовывать проект заново, но уже не с Копенгагеном, а со Стокгольмом. И есть риск, что ситуация повторится – в шведском парламенте есть противники проекта.

Немецкие СМИ по непонятным причинам передергивают факты и намеренно нагнетают ситуацию. Ведь изначально ввод "Северного потока-2" на полную мощность в 2020 году не предполагался. Это сложный технологический процесс. По аналогии, достраиваемый в этом году газопровод в Китай "Сила Сибири" в 2020 году перекачает лишь несколько миллиардов газа, а его проектная мощность – 30 млрд. Аналогично с "трубой" в Балтийском море – от того, что проект немного задержится по срокам, катастрофы не случится", - отмечает аналитик.

Немецкая газета Junge Welt написала, что газопровод "Северный поток-2" может стать нерентабельным. По мнению издания, к этому приведут действия правительства Дании, которая намерена "максимально оттягивать" выдачу разрешения на прокладку труб. В результате сместятся сроки сдачи проекта в эксплуатацию и вырастет стоимость газа, идущего по газопроводу в Европу. А это якобы может привести к заморозке строительства, а также к демонтажу уже проложенных труб и новой их укладке по другому маршруту.

"Затягивание Данией выдачи разрешения не похоронит проект "Северного потока-2" и к этому изначально все были готовы. Ведь для функционирования этого маршрута необходимо строительство инфраструктуры в Германии – газопровода EUGAL, который станет европейским продолжением "трубы" по дну Балтики. А в 2020 году в лучшем случае будет готова лишь одна нитка EUGAL, вторая может появиться только к 2021-му. То есть полноценная работа в конце 2019-го самоцелью не была.

Дания немного затянет срок ввода "Северного потока-2", а значит, и запуск его на полную мощность тоже сдвинется во времени. Но это не катастрофа и масштабных последствий, описываемых немецкой газетой, не повлечет. Ведь еще свежа в памяти история, когда "Северный поток-1" после строительства работал вполовину мощности на протяжении четырех лет из-за искусственно выстраиваемый барьеров к его продолжению – газопроводу OPAL. Это не стало трагедией", - подчеркивает эксперт.

Ценовая война

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год от России до Германии через Балтийское море. Закончить строительство планируется уже в этом году. Проект реализует компания Nord Stream 2 AG, единственным акционером которой является "Газпром". Единственная страна, не выдавшая разрешение на строительство – Дания, ей направлены три заявки с разными вариантами маршрутов. 

Европейские партнеры - Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall - профинансировали "Северный поток-2" суммарно на 50%, то есть по 950 миллионов евро каждый. "Газпром" предоставляет другую половину средств - 4,75 миллиарда евро. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 9,5 миллиарда евро. Junge Welt заявляет, что из-за поведения Дании сократится разница в цене между российским газом и СПГ из США, что может сделать американский газ более привлекательным для европейских потребителей.

"Любую ценовую войну на газовом рынке Европы Россия у США выиграет без особых усилий, потому предположения, что сжиженный природный газ США сможет "задавить" российский трубопроводный, не выдерживают критики. Ведь по сути за транзит газа по дну Балтийскому морю "Газпром" будет платить сам себе, эта компания – единственный владелец "Северного потока-2", европейские компании – лишь концессионеры.

И "Газпром" может перебить любые, даже самые привлекательные предложения США Европе просто тем, что какое-то время будет платить самому себе немного меньше. Возможностей для этого компании РФ более чем достаточно, равно как и резервов.

Нужно при этом учитывать: мировая цена природного газа сейчас столь низка, что поставки американского СПГ в Европу для трейдеров США уже сейчас находятся на грани рентабельности. Изначально позиции американского сырья в сравнении с российским провальные – нет возможности для скидок и привлекательных предложений. У России их, наоборот, довольно много. Потому предположения, что СПГ Штатов сможет вытеснить РФ с газового рынка Европы – из области фантастики", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики