Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Прибалтика поживиться на нефтяном споре России и Беларуси?

Сможет ли Прибалтика поживиться на нефтяном споре России и Беларуси?

На днях разгорелся очередной нефтяной спор между Россией и Беларусью, который по касательной затронул и страны Прибалтики. Во-первых, Минск заявил о приостановке поставок нефтепродуктов на Украину, в страны Балтии и Польшу, ссылаясь на проблему поставок некачественного сырья из РФ. Во-вторых, до конца года Беларусь собралась начать закупки нероссийской нефти через порты тех же Литвы, Латвии и Украины. Удастся ли Прибалтийским республикам поживиться на «споре славян между собою»?

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уже пояснял, что есть две линии конфликта, которые следует рассматривать отдельно. Одна из них — это качество российского сырья и приостановка экспорта белорусских нефтепродуктов.

Потенциально решение Минска может ударить скорее по украинцам, потому что Беларусь удерживает львиную долю украинского рынка нефтепродуктов. А после решения Москвы запретить экспорт «черного золота» Украине у Беларуси появляется возможность существенно нарастить объемы поставок (история с экспортом «белорусского» угля наглядно продемонстрировала, как работает эта схема). Но если вслед за потерей российских нефтепродуктов «незалежная» лишится еще и белорусской продукции, то дела у нее будут совсем плохи.

Прибалтика по этому поводу не переживает. В Министерстве энергетики Литвы, к примеру, считают, что на их рынок углеводородов конфликт не повлияет: большая часть необходимых Литве светлых нефтепродуктов производится на нефтеперерабатывающем заводе в литовском городе Мажейкяй, который находится в управлении компании Orlen Lietuva.

Впрочем, как полагает Игорь Юшков, волноваться не стоит ни Прибалтике, ни Украине. «Долго вы не будете сидеть без экспорта нефтепродуктов, потому что это ваша основная статья доходов, — поясняет эксперт. — Поэтому, как только Беларусь получит подтверждение, что качество нефти из России нормализовалось, нефтеперерабатывающие заводы будут запущены на полную мощность».

Скорее всего, возобновление экспорта — это вопрос даже не недель, а дней.

Как только он будет решен, отношения между Беларусью и Россией откатятся к той стадии, на которой они находились до истории с некачественным сырьем.

На повестке дня останутся глобальные вопросы, связанные с ценами на газ после 2020 года и компенсациями за налоговый маневр.

С налоговым маневром, по мнению Юшкова, связан поиск альтернативных источников поставок нефти. Логика простая: если вы не выплатите компенсацию, то мы найдем альтернативного поставщика нефти. 

«Для России это не то что не страшно — для нас это выгодно, — утверждает эксперт. — Выгодно, чтобы Беларусь как можно быстрее начала закупать энные объемы нефти у других поставщиков. Мы бы все равно реализовывали на мировом рынке сырья те объемы нефти, которые не пошли бы в Беларусь.

Нет проблемы в том, чтобы продать нефть. Но если Россия продает ее в третьи страны, то она получает экспортную пошлину нефтяной компании. В случае с поставками в Беларусь государство эту пошлину не получает, то есть бюджет несет убытки. Соответственно, если Минск будет закупать у нас меньше нефти, экономически мы останемся в выигрыше».

Как ни крути, до 2024 года выгодную альтернативу российской нефти белорусы не найдут. Попытки уже предпринимались, но закончились безрезультатно. А в 2024-м, если ничего не изменится, Минску придется покупать у России нефть по мировым ценам. Здесь и возникает вопрос: станет ли Беларусь продолжать это делать?

По мнению Юшкова, на первом этапе будет целесообразно перерабатывать свою собственную нефть — белорусы ежегодно добывают 1,6 миллиона тонн, эти объемы идут на экспорт в Германию.

«В определенный момент стоимость российской нефти догонит стоимость нефти, которая поставляется в Германию. Сначала белорусы будут перерабатывать, а не экспортировать в сыром виде эти 1,6 миллиона тонн. В дальнейшем можно будет искать альтернативного поставщика, но продавать сырье за три копейки никто не станет. А если нефть продается по тем же рыночным ценам, то сверху добавляется стоимость доставки. Здесь уже нужно считать, сколько стоит доставить ее из Одессы по нефтепроводу "Одесса — Броды" или через Прибалтику до Новополоцкого НПЗ».

Сейчас Минск пытается доказать, что это рабочие варианты, и даже помышляет о приобретении нефтетерминала на берегу Балтийского моря. По словам генерального директора Белорусской нефтяной компании (БНК) Сергея Гриба, «работа в этом направлении ведется на постоянной основе с портами Латвии и Литвы». Но есть большие сомнения, что схема «рыночная цена на нефть + стоимость доставки через Украину или Прибалтику» даже после 2024 года будет экономически более выгодной, чем российский вариант.

По мнению Юшкова, реально конкурировать с РФ сможет разве что Казахстан, у которого есть два крупных нефтеперерабатывающих завода: «Есть вариант вместо российской нефти закупать казахскую, поскольку она проходит транзитом через Россию по нашему же нефтепроводу».

Впрочем, если Минск откажется от энных объемов российской нефти, то он уже будет руководствоваться не экономической выгодой, а политической целесообразностью.

Поэтому трудно спрогнозировать, на какие именно маршруты он сделает ставку.

«Несколько миллиардов долларов белорусы уже потеряли на закупках венесуэльской нефти. Они ее гнали по-разному — и через Украину, и через Прибалтику. Все равно выходило очень дорого. Если это политическое решение, то закупать можно у кого угодно и как угодно. Но если мы переходим в плоскость экономики, то единственный, кто с натяжкой может конкурировать с РФ, — это Казахстан, да и то вряд ли».

К тому же сырье из Казахстана будет прогоняться по той же самой российской трубе.

То есть речь идет о довольно странном способе диверсификации поставок.

Лукашенко уже не первый раз грозится найти замену российскому сырью. Но этот факт главным образом используется как аргумент в споре вокруг налогового маневра.

Минску нужны аргументы, чтобы уговорить Москву заплатить компенсацию.

«Батька» от этой идеи не отказался и отказываться пока не собирается.

Так что если нероссийская нефть и потечет в Беларусь через порты Прибалтики, то в очень скромных объемах и сугубо в демонстрационных целях. 

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: RuBaltic.Ru, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики