Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Дружбу» запятнали грязью. Почему Восточная Европа отказывается от российской нефти

«Дружбу» запятнали грязью. Почему Восточная Европа отказывается от российской нефти

Польша заморозила транзит российской нефти на европейские рынки через нефтепровод «Дружба». По трубам проходит некачественное сырье, которое потом не могут использовать европейские производства, утверждает Варшава. Ранее экспорт отечественной нефти останавливала Белоруссия. Почему страны Восточной Европы не хотят использовать российское сырье, разбирался «360».

Варшава приостановила прокачку нефти из России по трубопроводу «Дружба» из-за ее неудовлетворительного качества. Отбор партии заморозили в 22:00 по варшавскому времени и на момент написания материала так и не возобновили. Оператор польского участка магистрального нефтепровода PERN утверждает, что сырье идет с высоким содержанием органических хлоридов, что, по его словам, может привести к «серьезной промышленной аварии». По оценкам польскихинженеров, уровень хлоридов в российской нефти в 30 раз превышает допустимую норму. 

Такое сырье ни один из европейских нефтеперерабатывающих заводов, расположенных около нефтепровода «Дружба», не будет принимать и использовать для дальнейшей обработки, уверены представители PERN. В частности, наибольшие проблемы сырьем возникают в пункте приема «Адамово», откуда нефть идет в саму Польшу и Германию. Оператор уже послал письмо в «Транснефть» с просьбой провести оценку сырья и затем возобновить транзит незагрязненной нефти. 

По мнению опрошенных «360» экспертов, проблема носит в большей степени технологический характер. «Дело в том, что соответствующие приборы в России не были настроены на анализ хлоридных соединений, поэтому не смогли вовремя зафиксировать сторонние примеси в нефти до поступления сырья. Теперь „Транснефти“ необходимо оперативно изъять нефть из трубопровода „Дружба“ и провести очистку сооружений. Ни о каких политических историях здесь говорить не приходится — проблема тут чисто техническая. Поставки должны возобновиться в ближайшие пару дней», — заметил в разговоре с «360» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Пока что транзит в Европу сохранен по украинской ветке, которая прокачивает около 40 тысяч тонн нефти в сутки. Сырье через несколько дней должно поступить на нефтеперерабатывающие предприятия Чехии, Венгрии и Словакии, подтвердил журналистам инженер «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго.

Между тем Министерство энергетики Польши заявило, что пока не готово полностью отказаться от российской нефти. Ведомство сообщило, что для поставок может быть использован резервный канал через порт Гданьска, если ситуация с качеством российской нефти не изменится. Пока поляки готовы покрыть дефицит сырья на внутреннем рынке за счет собственных ресурсов. «Благодаря наличию запасов нефти будет обеспечена непрерывность переработки и поставок на местный рынок топлива до выяснения причин аварии и очистки системы транспортировки в Польше», — отмечают представители министерства.

Минский паритет

В начале этой недели от российских нефтепродуктов также отказалась Белоруссия. Местные нефтяные компании утверждали, что сырье, которое поступает по трубопроводу «Дружба», не соответствует заявленным характеристикам. Первыми ненадлежащее качество топлива зафиксировали сотрудники Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Забранные пробы сырья показали превышение содержания хлорорганических примесей почти в 100 раз.

Затем об опасном превышении химических соединений заявил белорусский концерн «Белнефтехим». По оценкам компании, некачественное сырье может стать причиной ухудшения работы нефтеперерабатывающих заводов, а также привести к «многомиллионным» убыткам.

В результате Белоруссия остановила экспорт светлых нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии. Кроме того, страна почти наполовину сократила поставки сырья на свой внутренний рынок. Белорусская сторона также сообщила, что нашла возможный источник загрязнения. По предположениям гендиректора нефтепровода «Гомельтранснефть Дружба» Олега Борисенко, к нефти примешиваются опасные вещества на участке Самара — Унеча.

«Теперь нужно понять природу этих загрязнений. Тут может быть как внешняя диверсия, так и аварийная ситуация. В любом случае Белоруссия, как потерпевшая сторона, у которой вышло из строя дорогостоящее оборудование, может рассчитывать на компенсацию», — заметил в беседе с «360» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

В Минэнерго РФ объяснили, что инцидент носит технический характер и напрямую не связан с исходным качеством добываемого в стране сырья. В свою очередь, «Транснефть», которая отвечает за поставки топлива по «Дружбе», признала повышенное содержание хлоридов в нефти и пообещала решить проблему. Ожидается, что представители компании в пятницу, 26 апреля, приедут в Минск для обсуждения ситуации с поставками. Между тем Белоруссия сегодня частично возобновила экспорт бензина и дизеля в Польшу и на Украину. «Принято решение о поставке порядка 32 тысяч тонн дизельного топлива в направлении Украины, восьми тысяч тонн дизельного топлива в направлении Польши и порядка десяти тысяч тонн автомобильных бензинов также в направлении украинского рынка», — рассказал журналистам заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. 

Автор: Ксения Чемоданова

Источник: «360», 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики