Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» предложат сохранить две трети транзита через Украину

«Газпрому» предложат сохранить две трети транзита через Украину

«Нафтогаз Украины» и Еврокомиссия предложат «Газпрому» сохранить транзит на уровне 60 млрд кубометров в год на 10 лет. Об этом заявил на пресс-конференции исполнительный директор украинской национальной компании Юрий Витренко.

«Мы едем с консолидированной позицией с Европейским союзом. То предложение, которое Шефчович озвучил на прошлом заседании, нас устраивает. … Фактически на переговорах вопрос будет, принимает ли это предложение российская сторона», — заявил Юрий Витренко.

Ранее вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович говорил, что в ЕК надеются на долгосрочный контракт, а трехсторонние переговоры о сохранении транзита через Украину с 2020 года запланированы на май, после президентских выборов. Юрий Витренко сказал, что «Нафтогаз Украины» ожидает встречу в конце мая.

Исполнительный директор украинской нацкомпании также раскрыл детали предложения. «Газпром» должен забронировать на длительное время, примерно на 10 лет, 60 миллиардов кубометров в среднем. Возможны определенные моменты, гибкость, например в один год они могут больше забронировать, в другой — меньше. При этом Украина обеспечит мощность на уровне 90 миллиардов кубометров в год. То есть 90 минус 60 — это 30 миллиардов кубометров свободной мощности, которая будет доступна для бронирования другими компаниями", — рассказал Юрий Витренко.

Об объеме в 60 млрд кубометров транзита на Украине говорили и раньше. В то же время для «Газпрома» такие мощности потребуются только в том случае, если в Европе будет расти спрос на российский газ. Даже в следующем году, когда сухопутные продолжения «Турецкого потока» и «Северного потока-2» не будут выведены на полную мощность, российскому холдингу может понадобиться не более 30−40 млрд кубометров, если исходить из поставок прошлого года. В этом году же экспорт «Газпрома» снизился и, как писало EADaily, может оказаться хуже предыдущего года на 20 млрд кубометров и составить 180 млрд кубометров.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что шансы договориться есть, но это зависит от многих условий.

Например, в конце прошлого года украинская Нацкомиссия по госрегулированию энергетики даже снизила некогда завышенные тарифы на транспортировку газа и сейчас они составляют примерно $ 2,6 за тысячу кубометров. По действующему контракту — $ 2,5.

«$ 29 за тысячу кубометров (по основному, словацкому маршруту Суджа-Ужгород) дороговато для жесткого контракта», — говорит замдиректора ФНЭБ. По действующему контракту «Газпром» платит около $ 27,5 за тысячу кубометров.

Впрочем, еще есть немало причин, которые мешают переговорам. Одна из них, как подтверждали и в Еврокомиссии, решение Стокгольмского арбитража, которое сейчас оспаривает «Газпром». Арбитры удовлетворили иск «Нафтогаза Украины» о том, что российский холдинг не выбрал контрактные объемы газа, но отказал «Газпрому» в компенсации за неисполнение украинской компанией обязательств по отбору определенных объемов газа по правилу «бери или плати». В результате «Газпром» оказался должен «Нафтогазу Украины» $ 2,5 млрд. Более того, украинская сторона снова подала иск по транзиту и требует еще $ 12 млрд за амортизацию газотранспортной системы, которая станет нерентабельной в случае запуска обходных газопроводов.

Некоторые эксперты полагают, что заключение транзитного контракта непосредственно связано и со сроками выдачи Данией разрешения на строительство «Северного потока-2» в ее экономической зоне Балтийского моря. Правда, как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, Копенгаген может затянуть строительство, но выдаст разрешение в любом случае, так как не имеет права запретить строительство в исключительной морской экономической зоне.

Источник: EADaily, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики