Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» предложат сохранить две трети транзита через Украину

«Газпрому» предложат сохранить две трети транзита через Украину

«Нафтогаз Украины» и Еврокомиссия предложат «Газпрому» сохранить транзит на уровне 60 млрд кубометров в год на 10 лет. Об этом заявил на пресс-конференции исполнительный директор украинской национальной компании Юрий Витренко.

«Мы едем с консолидированной позицией с Европейским союзом. То предложение, которое Шефчович озвучил на прошлом заседании, нас устраивает. … Фактически на переговорах вопрос будет, принимает ли это предложение российская сторона», — заявил Юрий Витренко.

Ранее вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович говорил, что в ЕК надеются на долгосрочный контракт, а трехсторонние переговоры о сохранении транзита через Украину с 2020 года запланированы на май, после президентских выборов. Юрий Витренко сказал, что «Нафтогаз Украины» ожидает встречу в конце мая.

Исполнительный директор украинской нацкомпании также раскрыл детали предложения. «Газпром» должен забронировать на длительное время, примерно на 10 лет, 60 миллиардов кубометров в среднем. Возможны определенные моменты, гибкость, например в один год они могут больше забронировать, в другой — меньше. При этом Украина обеспечит мощность на уровне 90 миллиардов кубометров в год. То есть 90 минус 60 — это 30 миллиардов кубометров свободной мощности, которая будет доступна для бронирования другими компаниями", — рассказал Юрий Витренко.

Об объеме в 60 млрд кубометров транзита на Украине говорили и раньше. В то же время для «Газпрома» такие мощности потребуются только в том случае, если в Европе будет расти спрос на российский газ. Даже в следующем году, когда сухопутные продолжения «Турецкого потока» и «Северного потока-2» не будут выведены на полную мощность, российскому холдингу может понадобиться не более 30−40 млрд кубометров, если исходить из поставок прошлого года. В этом году же экспорт «Газпрома» снизился и, как писало EADaily, может оказаться хуже предыдущего года на 20 млрд кубометров и составить 180 млрд кубометров.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что шансы договориться есть, но это зависит от многих условий.

Например, в конце прошлого года украинская Нацкомиссия по госрегулированию энергетики даже снизила некогда завышенные тарифы на транспортировку газа и сейчас они составляют примерно $ 2,6 за тысячу кубометров. По действующему контракту — $ 2,5.

«$ 29 за тысячу кубометров (по основному, словацкому маршруту Суджа-Ужгород) дороговато для жесткого контракта», — говорит замдиректора ФНЭБ. По действующему контракту «Газпром» платит около $ 27,5 за тысячу кубометров.

Впрочем, еще есть немало причин, которые мешают переговорам. Одна из них, как подтверждали и в Еврокомиссии, решение Стокгольмского арбитража, которое сейчас оспаривает «Газпром». Арбитры удовлетворили иск «Нафтогаза Украины» о том, что российский холдинг не выбрал контрактные объемы газа, но отказал «Газпрому» в компенсации за неисполнение украинской компанией обязательств по отбору определенных объемов газа по правилу «бери или плати». В результате «Газпром» оказался должен «Нафтогазу Украины» $ 2,5 млрд. Более того, украинская сторона снова подала иск по транзиту и требует еще $ 12 млрд за амортизацию газотранспортной системы, которая станет нерентабельной в случае запуска обходных газопроводов.

Некоторые эксперты полагают, что заключение транзитного контракта непосредственно связано и со сроками выдачи Данией разрешения на строительство «Северного потока-2» в ее экономической зоне Балтийского моря. Правда, как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, Копенгаген может затянуть строительство, но выдаст разрешение в любом случае, так как не имеет права запретить строительство в исключительной морской экономической зоне.

Источник: EADaily, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики