Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» предложат сохранить две трети транзита через Украину

«Газпрому» предложат сохранить две трети транзита через Украину

«Нафтогаз Украины» и Еврокомиссия предложат «Газпрому» сохранить транзит на уровне 60 млрд кубометров в год на 10 лет. Об этом заявил на пресс-конференции исполнительный директор украинской национальной компании Юрий Витренко.

«Мы едем с консолидированной позицией с Европейским союзом. То предложение, которое Шефчович озвучил на прошлом заседании, нас устраивает. … Фактически на переговорах вопрос будет, принимает ли это предложение российская сторона», — заявил Юрий Витренко.

Ранее вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович говорил, что в ЕК надеются на долгосрочный контракт, а трехсторонние переговоры о сохранении транзита через Украину с 2020 года запланированы на май, после президентских выборов. Юрий Витренко сказал, что «Нафтогаз Украины» ожидает встречу в конце мая.

Исполнительный директор украинской нацкомпании также раскрыл детали предложения. «Газпром» должен забронировать на длительное время, примерно на 10 лет, 60 миллиардов кубометров в среднем. Возможны определенные моменты, гибкость, например в один год они могут больше забронировать, в другой — меньше. При этом Украина обеспечит мощность на уровне 90 миллиардов кубометров в год. То есть 90 минус 60 — это 30 миллиардов кубометров свободной мощности, которая будет доступна для бронирования другими компаниями", — рассказал Юрий Витренко.

Об объеме в 60 млрд кубометров транзита на Украине говорили и раньше. В то же время для «Газпрома» такие мощности потребуются только в том случае, если в Европе будет расти спрос на российский газ. Даже в следующем году, когда сухопутные продолжения «Турецкого потока» и «Северного потока-2» не будут выведены на полную мощность, российскому холдингу может понадобиться не более 30−40 млрд кубометров, если исходить из поставок прошлого года. В этом году же экспорт «Газпрома» снизился и, как писало EADaily, может оказаться хуже предыдущего года на 20 млрд кубометров и составить 180 млрд кубометров.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что шансы договориться есть, но это зависит от многих условий.

Например, в конце прошлого года украинская Нацкомиссия по госрегулированию энергетики даже снизила некогда завышенные тарифы на транспортировку газа и сейчас они составляют примерно $ 2,6 за тысячу кубометров. По действующему контракту — $ 2,5.

«$ 29 за тысячу кубометров (по основному, словацкому маршруту Суджа-Ужгород) дороговато для жесткого контракта», — говорит замдиректора ФНЭБ. По действующему контракту «Газпром» платит около $ 27,5 за тысячу кубометров.

Впрочем, еще есть немало причин, которые мешают переговорам. Одна из них, как подтверждали и в Еврокомиссии, решение Стокгольмского арбитража, которое сейчас оспаривает «Газпром». Арбитры удовлетворили иск «Нафтогаза Украины» о том, что российский холдинг не выбрал контрактные объемы газа, но отказал «Газпрому» в компенсации за неисполнение украинской компанией обязательств по отбору определенных объемов газа по правилу «бери или плати». В результате «Газпром» оказался должен «Нафтогазу Украины» $ 2,5 млрд. Более того, украинская сторона снова подала иск по транзиту и требует еще $ 12 млрд за амортизацию газотранспортной системы, которая станет нерентабельной в случае запуска обходных газопроводов.

Некоторые эксперты полагают, что заключение транзитного контракта непосредственно связано и со сроками выдачи Данией разрешения на строительство «Северного потока-2» в ее экономической зоне Балтийского моря. Правда, как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, Копенгаген может затянуть строительство, но выдаст разрешение в любом случае, так как не имеет права запретить строительство в исключительной морской экономической зоне.

Источник: EADaily, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики