Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Указ на газ: помешает ли Газовая директива "Северному потоку"?

Указ на газ: помешает ли Газовая директива "Северному потоку"?

Поправки к европейскому газовому законодательству были приняты, чтобы помешать строительству российско–германского газопровода по дну Балтийского моря "Северный поток–2". Смогут ли соперники России достичь своей цели, читайте в материале Baltnews.

Согласно поправкам к газовой директиве, газопроводы третьих стран в Европейском союзе не могут принадлежать компании, добывающей газ. Кроме того, владелец газопровода должен устанавливать недискриминационные тарифы на прокачку газа, а также разрешить третьим сторонам прокачивать газ.

Если для "Северного потока–2" не сделают исключение, то компания обратится в суд. Шансы его выиграть невелики, если учесть, что поправки к директиве были приняты специально, чтобы помешать "Северному потоку–2". 

"Северный поток–2" (Nord Stream) – это магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Для управления газопроводом Nord Stream была создана швейцарская компания Nord Stream 2 AG. 51% акций компании принадлежат Газпрому, остальные акции принадлежат немецким и французским компаниям.

Газовая директива распространяет нормы Европейского союза на морские газопроводы из третьих стран в территориальных морях государств – членов ЕС.

Если "Северный поток" попадет под ограничения, у владельцев возникнут серьезные проблемы. Хотя газовая директива не сможет блокировать строительство российского газопровода, считают европейские эксперты.

Поэтому компания Nord Stream 2 AG направила письмо председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, в котором просит прояснить вопрос о возможности сделать исключение для Северного потока. В частности, не применять новые правила Газовой директивы ЕС к газопроводам из третьих стран.

В письме говорится о том, что необходимо "принять во внимание правомерные ожидания существующих операторов, а также того факта, что в ЕС ранее отсутствовали специфические правила, применимые к газопроводам из третьих стран".

Компания просит об исключении, ведь иначе нарушится Энергетическая хартия Европы. "Если к "Северному потоку–2" не будет применяться такой же правовой режим, как к другим подобным газопроводам, инвестиции в которые были сделаны до принятия поправок к Газовой директиве, это будет являться нарушением международного права и законодательства ЕС, включая невыполнение обязательств ЕС по договору к Энергетической хартии в отношении компании Nord Stream 2 как инвестора", – говорится в заявлении.

В заключении письма авторы отмечают: "Компания Nord Stream 2 AG уважает законодательство ЕС и международное право и полагает, что они должны быть применены к проекту надлежащим образом, в частности в том, что касается фундаментальных принципов недопущения дискриминации и защиты правомерных ожиданий".

Если ответ Еврокомиссии не удовлетворит компанию, то она обратится в инвестиционный арбитражный суд, заявил профессор из Университета Хельсинки Ким Талус в разговоре с Politico.

Газовая директива – это угроза "Северному потоку–2"

"Реформа энергетического законодательства была затеяна для того, чтобы создать сложности и дополнительные риски для реализации "Северного потока–2", – отметил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

Генсек Европейского союза газовой промышленности Eurogas Джеймс Уотсон заверил, что поправки никак не повлияют на "Северный поток–2".

Ранее против поправок выступил Берлин, посчитав их необоснованными. Германия обеспокоена попытками Еврокомиссии получить "эксклюзивные полномочия" по регулированию газового рынка. Но Берлин уверен, что "Северный поток–2" в любом случае будет успешно реализован. Это несмотря на то, что ЕС и США всеми силами стараются помешать планам России и Германии. 

Источник: Baltnews.lv, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики