Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена «Дружбы». Какой ущерб причинила России и Белоруссии грязная нефть

Цена «Дружбы». Какой ущерб причинила России и Белоруссии грязная нефть

Белоруссия оценила свой ущерб от некачественной российской нефти в $100 млн. Сколько может потерять российская сторона?

Вечером 25 апреля вице-премьер Дмитрий Козак был резок в заявлениях. Накануне его представитель заявил, что Россия признает «техническую проблему» — в Белоруссию и дальше в Европу по нефтепроводу «Дружба» поступает некачественная нефть, содержание хлороорганических соединений в которой в десятки раз превышает предельные значения по стандарту. «Что касается происхождения этих примесей, то в настоящее время точка входа в нефтепровод определена. Там работают четыре компании нефтедобывающие, которые поставляют нефть. Работают правоохранительные органы. Когда будет выявлено, кто является автором этого «произведения», так сказать, мы примем соответствующие меры и финансовой ответственности, и, вполне возможно, личной ответственности должностных лиц нефтяных компаний, которые это допустили», — заявил вице-премьер (цитата по «РИА Новости»). По словам Козака, нефть, которая идет в Белоруссию, будет чистой уже к 29 апреля.

По данным нефтепроводного монополиста «Транснефти», источник загрязнения находится на участке нефтепровода Самара-Унеча. Компания 19 апреля сообщала, что ситуация с нефтью должна нормализоваться «к понедельнику-вторнику» (22-23 апреля), однако, как утверждает белорусская сторона 25 апреля, ситуация с российской нефтью не улучшилась — она по-прежнему не вписывается в нормы.

Польша не принимает

Минск забил тревогу в связи с низким качеством российской нефти еще 19 апреля — о грязной нефти заявил концерн «Белнефтехим», который контролирует нефтепереработку в стране. Пресс-секретарь концерна Марина Костюченко говорила о высоком содержании хлороорганических соединений в российской нефти, из-за которого Белоруссия была вынуждена приостановить экспорт светлых нефтепродуктов (бензина, авиакеросина, дизельного топлива). Оба белорусских НПЗ — Мозырский (Гомельская область) и «Нафтан» (Витебская область) — традиционно входящие в двадцатку крупнейших покупателей российской нефти, сообщили об угрозе повреждения оборудования и почти на 50% сократили объемы нефтепереработки. 

Меньше чем через неделю, 24 апреля, о приостановке транзита российской нефти по нефтепроводу «Дружба» заявила Польша. Ни один из нефтеперерабатывающих заводов в Германии и Польше не может принимать нефть с таким содержанием хлоридов, сообщил польский оператор PERN. Оператор отметил, что пока потребности рынка будут обеспечиваться нефтью из резервов, а в случае, если перебои с нефтью из трубопровода затянутся, НПЗ будут импортировать ее через Гданьский порт. Польский нефтяной концерн Orlen (четвертый в списке крупнейших покупателей российской нефти по версии Forbes) ожидает, что перерыв в поставках продлится одну-две недели, сообщает Bloomberg.

По данным «Белнефтехима», содержание хлорорганических соединений в поступающей по нефтепроводу «Дружба» нефти Urals превышает «в десятки раз предельные значения по стандарту». При этом, как отмечает оператор «Дружбы», ОАО «Гомельтранснефть Дружба», «грязная» нефть продолжает поступать в направлении Украины, для НПЗ Чехии, Словакии и Венгрии, на пункты сдачи в Венгрию и Словакию она поступит уже через 4-5 дней (цитата по «Интерфаксу»).

Подобные загрязнения в системе могут происходить и из-за выхода из строя промысловых обессоливающих систем, и из-за незаконных врезок, а также из-за резких изменений состава жидкости в стволе скважины, например, при прорыве пластовых вод, попадании бурового раствора, отмечает главный стратег «Универ Капитал» Дмитрий Александров. Обычно содержание хлорорганических соединений невелико, поэтому их контроль нерегулярный, если же они попадают в сырье в больших объемах, то могут вывести из строя дорогостоящее оборудование, например, катализаторы, и спровоцировать коррозию труб.

Кто потерпевший?

«Ущерб существенный и для наших нефтеперерабатывающих заводов, и для наших партнеров, и для самой «Транснефти», — признал вечером, 25 апреля Дмитрий Козак. О точных цифрах ущерба российская сторона пока не говорит. Однако Минск потери уже оценил — недополученная в апреле «Белнефтехимом» выручка оценивается в $100 млн.

Сейчас проводится работа по откачке зараженной нефти, промывка трубопровода на различных участках усиленные проверки смеси и закачка качественной нефти. Очевидно, что эти процедуры требуют дополнительных, непредусмотренных средств со стороны «Транснефти». Предположительно, это сотни миллионов рублей, отмечает эксперт по фондовому рынке «БКС Брокер» Константин Карпов. Но ремонтные работы — не самая большая потеря. «Среднемесячные поставки по «Дружбе» варьируются в среднем в пределах 4,2 млн т в месяц. Это значит, что итоговый двухнедельный простой повлечет за собой сокращение поставок на 15 млн баррелей Urals, что составляет примерно $1 млрд выручки российской нефтянки. То есть в совокупности с затратами «Транснефти» на очистку «Дружбы» и компенсацией партнерам по контрактам, можно ожидать даже большей цифры», — заключает эксперт.

Второй аспект — компенсации за нарушение контракта по части качества предоставляемой нефти или срыва поставок. Вероятнее всего, Белоруссия потребует компенсации за упущенную выгоду: объемы, не ушедшие на экспорт на Украину и другие страны. «Можно предположить, что недопоставленный объем постараются посчитать по ценам поставку на Украину, так как сейчас это для них наиболее маржинальный покупатель», — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Зараженную нефть необходимо хоть как-то отфильтровать, что увеличит издержки европейских НПЗ, отмечает Карпов. Убыток в итоге должен будет компенсировать виновник попадания загрязняющих веществ в систему. «При этом транспортировщик может нести ответственность в случае, если были нарушены регламентные процедуры приемки соответствующей некачественной нефти в систему именно по его вине. Хотя, конечно, чтобы понять, как и к кому могут подавать иски европейские потребители, необходимо видеть контракты и то, кто является в них стороной в российской юрисдикции», — резюмирует Александров из «Универ Капитал».

Есть ли политический аспект?

Белоруссия пытается «раздуть» ситуацию, чтобы проблема вышла с уровня компаний на уровень политического руководства стран, так как им нужно вернуться к переговорам по компенсации за налоговый маневр, полагает Юшков из Фонда национальной энергетической безопасности. «Белоруссия стремится привлечь к разговору высшее руководство России, но то оставляет историю на уровне компаний — «Транснефти» и «Белнефтехима», — считает он.

Налоговый маневр предполагает постепенное (с 2019 по 2024 год) обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки НДПИ. Из-за этого белорусским НПЗ по факту придется покупать российскую нефть по мировым ценам. Минск оценил свои потери за шесть лет в $11 млрд. В январе 2019 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что, если Москва откажется компенсировать Минску потери от налогового маневра, она может потерять Белоруссию как союзника.

Дмитрий Александров считает, что можно говорить лишь о неудачном наложение двух событий — по его мнению, Белоруссия вряд ли будет как-то специально использовать ситуацию, проблемы с транзитом из-за несогласованности тарифа возникли уже чуть ранее, а переговоры в связи с маневром в любом случае будут продолжаться.

Совсем недавно, в начале апреля президент Лукашенко говорил, что в случае необходимости нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через территорию Белоруссии, нужно ставить на ремонт. «Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом» — возмущался белорусский лидер. Вскоре после его слов вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко заявил, что несколько участков нефтепровода «Дружба» на белорусской территории нуждаются в ремонте. 

Автор: Варвара Перцова

Источник: Forbes.Ru, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики