Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кто оставил Европу без российской нефти

Кто оставил Европу без российской нефти

Нефтепровод «Дружба», по которому сибирская нефть поступает в Европу, закрыт на неопределенное время по инициативе транзитной страны — Белоруссии.

Причиной стал отказ конечных потребителей покупать российскую нефть из-за резкого ухудшения ее качества.

Ранее НПЗ в белорусском Мозыре отказался перерабатывать российскую нефть по той же причине.

Российская «Транснефть» наличие проблемы признала.

Проблема с «Дружбой» вызвана, судя по всем признакам, человеческим фактором и вскоре будет устранена, убежден эксперт Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Это вообще происшествие уникального характера, предвидеть которое и как-то предотвратить было невозможно. Мозырский НПЗ, а следом и нефтепровод, встали из-за загрязнения нефти хлорорганическими соединениями. Но контроль за наличием таких соединений в нефти не осуществляется нигде, ни в начальной точке перекачки, ни в точке получения. Просто потому, что хлорорганики в нефти быть не может в природе,— сказал он «Ридусу».

О том, что именно эти вещества стали причиной поломки оборудования на нефтепроводе, стало известно постфактум — когда в Мозыре начали выяснять причины аварии и обнаружили посторонние вещества в ходе лабораторных анализов.

Откуда и как вообще эти вещества попали в нефтепровод, на данный момент неизвестно. Это может быть как разгильдяйство, так и хулиганство, полагает эксперт.

Скорее всего, это обычная халатность. Кто-то в Самарской области на каком-то участке трубы использовал это вещество для работ, не имеющих совершенно никакого отношения к нефтепереработке, и по их окончании не нашел ничего более подходящего, как слить остатки в нефтяную трубу, — говорит он.

Пикин, однако, склонен не доверять заявлениям «Белнефетхима» о том, что объем загрязненной российской нефти составляет порядка миллиона тонн.

Поскольку загрязнение было одноразовым, эта порция нефти точно была меньше на порядки. Просто белорусам выгодно преувеличивать масштабы проблемы, потому что чем больше убытков они понесли, тем выше может быть сумма рекламаций к России,— объясняет он.

Минск старается «монетизировать» это происшествие по полной, считает и ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

«Транснефть» отправила белорусским получателям предупреждение, чтобы те эту нефть ни в коем случае не запускали в обработку, — именно из опасений, что она может повредить оборудование НПЗ. Но ранее Александр Лукашенко ранее требовал от нефтяной отрасли завершить модернизацию НПЗ до ноября. Теперь же у директоров заводов появляется легитимный предлог эти сроки отодвинуть, обвинив в срыве работ Россию, — и в текущей обстановке на такой предлог Лукашенко как минимум не осерчает,— говорит эксперт.

Белорусские нефтепереработчики получили возможность убить одним выстрелом двух зайцев: потребовать от России компенсаций не только за испорченный товар, но и за ремонт оборудования НПЗ, якобы поврежденного в результате «самарского» брака.

В начале апреля Минск поднял тарифы на прокачку по «Дружбе» российской нефти в Европу на 23%.  

Автор: Игорь Серебряный

Источник: Ридус, 25.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики