Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Дружба» с хлором: Диверсия или халатность на российском нефтепроводе

«Дружба» с хлором: Диверсия или халатность на российском нефтепроводе

Эксперты продолжают задаваться вопросом о причинах попадания дихлорэтана в нефть, которую перекачивают из России в Европу. Представители Белоруссии заявили о поломке оборудования на своём Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. Так почему оказался засорён нефтепровод «Дружба»?

Идеально подходящий по своей нелогичности сюжет для американского боевика: крохотная российская нефтяная компания нарушила нормы добычи нефти и залила в скважину дихлорэтан, несмотря на то, что такой метод добычи уже почти четверть века запрещён почти во всём мире. Затем специалисты этой компании пренебрегли очень простой и недорогой процедурой очистки нефти от хлора и перегнали её «в грязном виде» в трубопровод «Транснефти». Всё это произошло на территории Самарской области, но после многочисленных проверок и экспертиз на опасные примеси авария всё-таки произошла.

Причём не в Самарской области, а на тысячу километров западнее — на белорусском нефтеперерабатывающем заводе. Под угрозу была поставлена работа европейских нефтеперерабатывающих предприятий. И теперь российским следователям приходится распутывать эту странную, а может быть, даже шпионскую историю.

Скандал уже приобрёл международный характер: вчера Владимир Путин и Александр Лукашенко в рамках форума «Один пояс, один путь» обсудили произошедшее и то, каким образом загрязнённая российская нефть могла попасть на белорусские НПЗ. Комментируя беседу двух лидеров, представители администрации президента Белоруссии выразили надежду на то, что «все вопросы будут урегулированы, исходя из заверений президента России». В свою очередь Владимир Путин заявил журналистам, что необходимо провести расследование на уровне «Транснефти» и выявить, на каком этапе и «что конкретно» послужило причиной попадания дихлорэтана в нефть.

Если будет недостаточно внутрикорпоративного расследования, я не исключаю, что мы проведём расследование на уровне правоохранительных и специальных служб, — добавил российский президент.

Ищите крайнего

Ситуация, невозможная в любой другой стране, произошла в России. Это вчера признали следственные органы. Оказалось, что загрязнение нефтепровода «Дружба» — это результат чьих-то умышленных действий. Сейчас представители Следственного комитета выясняют, был ли это саботаж, разгильдяйство или политическая диверсия, результатом которой стало прекращение экспорта российской нефти в десятки европейских стран.

Первыми произошедшее прокомментировали представители «Транснефти». По их словам, дихлорэтан попал в трубопровод через негосударственный пункт приёма нефти от небольших добывающих компаний — «Самаратранснефть-терминал».

Сейчас можно oпределённо сказать, что вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учёта, принадлежащий частной структуре "Самаратранcнефть-терминал", осуществляющей приём нефти и анализ её качества от нескольких малых производителей, — заявил официальный представитель «Транснефти» Игорь Дёмин, добавив, что в Минске уже состоялась встреча представителей российских, белорусских, польских и украинских нефтепроводных и нефтеперерабатывающих компаний, и инженеры уже согласовали план возобновления транспортировки нефти в европейские страны через Белоруссию.

Но почти сразу же на эти обвинения отреагировали в «Самаратранснефть-терминале», руководители которого напомнили коллегам, что указанный терминал не является собственностью компании с 2017 года, а новым владельцем является ООО «Нефтеперевалка». При этом никаких коммерческих отношений между «Самаратранснефть-терминалом» и «Нефтеперевалкой» на данный момент нет. Так же как у «Самаратранснефть-терминала» отсутствует и собственное подключение к трубопроводу АК «Транснефть».

Кто бы ни оказался виновным, ситуация странная: частная компания, которая занимается добычей нефти, намеренно закачала хлорорганику, из-за этого был приостановлен экспорт и заведено уголовное дело. В том, что это было сделано намеренно, нет никаких сомнений, потому что проверка на опасные примеси является обязательным этапом перед перекачкой нефти. Странно, что на протяжении тысячи километров сама «Транснефть» не заметила хлора в перекачиваемой нефти.

«Очень странно, что дихлорэтан обнаружили только на НПЗ. Но в целом картина создаётся такая, что кто-то в России добавил хлорсодержащее вещество в нефть, а вроде бы все ищут. И добавка не была обнаружена на станциях технического контроля. Поэтому я могу предположить, что это была диверсия», — считает экономист Михаил Делягин.

Ряд экспертов сразу предположили, что произошедшее может иметь прямое отношение к разногласиям, которые в последние месяцы возникли между Россией и Белоруссией. После «налогового манёвра» доходы Минска от продажи и транзита российской нефти резко снизились. А в 2024 году Белоруссия начнёт покупать российскую нефть по мировым ценам. Таким образом, бюджет страны лишится основного источника дохода — маржи от закупки нефти по льготным и продажи по рыночным ценам в Европу.

Белоруссия лишится возможности формировать свой бюджет за счёт России, за счёт перепродажи нефтепродуктов. Это не соответствует модели последних 20 лет, за счёт которой Белоруссия выкачивала из России деньги и наполняла ими бюджет, — говорит член комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев. — И в нынешней непростой политической ситуации лучше бы нам было выплатить все требуемые компенсации, чтобы успокоить все стороны процесса. Надо понимать, что массовый вброс дихлорэтана мог осуществить только специалист. Это довольно тонкая диверсия. У дихлорэтана есть особенность — в зоне высокого давления и температуры он становится очень агрессивным и просто разрушает нефтеперерабатывающие установки. И допустить его попадание в эти производственные зоны может только очень неквалифицированный специалист.

Маловероятно, что специалисты «Транснефти» или Белорусского нефтеперерабатывающего завода могли оказаться непрофессионалами. Поэтому не исключается версия попытки оказания давления на Москву путём такой диверсии.

Возможен ли шантаж?

В Белоруссии последние усилия Кремля пойти на интеграцию воспринимают как попытку поставить страну перед выбором двух вариантов развития событий — украинского или крымского. Оба сценария для большинства белорусов являются неприемлемыми, а потому отношение к российским властям в стране резко испортилось.

Но сторонники этой версии не учитывают две важные черты белорусского национального характера: в спорах они не прибегают к подлым приёмам и, кроме того, бережно относятся к своей собственности.

Белорусская культура не подразумевает порчу материальных ценностей. Написать на заборе слово или вырезать что-то на скамейке — это не про них. Поэтому я бы стал рассматривать третью после преступной халатности и возможной причастности Минска версию — это диверсия третьей стороны, — считает экономист Михаил Делягин. — А вот кто за ней стоит — американцы или украинцы, за которыми стоят американцы, или ещё кто-то — предстоит выяснить.

Ситуация вокруг нефтепровода «Дружба» для России сложилась очень неприятная. Она бросает тень сразу на несколько стран-участниц транзита, и это даёт много поводов для голословных обвинений и популистских заявлений. Известно, что в Самарской области работает нефтяная компания, бенефициарами которой являются граждане Белоруссии. Так же как есть компании, которые через третьих лиц принадлежат гражданам других стран.

Нефтепровод «Дружба» постепенно будет выведен из системы транспортировки российской нефти в Европу, сегодня его временное закрытие болезненно сказывается на статусе России как нефтяного экспортёра. Порт в Мурманске — единственный, обладающий достаточной транзитной мощностью. Черноморские и балтийские порты имеют ограничения по объёмам транспортировки. Кроме того, через Чёрное море нефти много не перевезёшь из-за ограничений потока судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Поэтому первой реакцией на обнаружение хлорсодержащих веществ в нефти почти во всех странах было недоумение. И понимание того, что если произошло умышленное преступление, то источником этой аварии является точно не Россия.

Корпоративный конфликт

Если убрать возможную политическую составляющую, то произошедшее полностью можно перенести в корпоративную плоскость. Есть компания-транспортировщик «Транснефть» и есть пострадавшие потребители.

Обычно в похожих случаях ответственность лежит на поставщике, а не на производителе. Если же будет доказано, что хлорсодержащее вещество попало в нефть по вине добывающей компании, то пострадавшей признают "Транснефть", — рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — В этом сценарии кто-то намеренно решил подставить "Транснефть", и если вброс произошёл в России, значит, за этим может стоять кто-то из российских оппонентов компании. Такие корпоративные разбирательства происходят в случаях поставки нефти ненадлежащего качества. Не надо думать, что это какая-то неожиданность, которую никогда никто не смог бы просчитать. Теперь нужно проводить экспертизу, и после этого пойдёт череда исков — от одной компании к другой.

Если подтвердится вариант о диверсии, то этот случай станет первой в истории официально подтверждённой попыткой нанести удар по экономике России таким способом. Из западных источников известна ещё одна диверсия против российского магистрального трубопровода. В 1982 году, по словам американских военных экспертов, на газопроводе Уренгой — Сургурт — Челябинск ЦРУ организовало мощнейший взрыв, который был виден из космоса. Провести операцию удалось, продав советским разведчикам компьютерные программы для оборудования по перекачке газа, в которых был спрятан вирус. В определённый момент вирус создал сбои в системе нагнетания давления в трубах, и произошёл взрыв мощностью в три килотонны. Советские и российские источники эту информацию отрицают. 

Автор: Тер-Газарян Арам

Источник: Царьград, 27.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики