Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" окончательно лишит Украину места в европейской энергетике

"Северный поток-2" окончательно лишит Украину места в европейской энергетике

Реализация газотранспортного проекта «Северный поток-2» полностью отвечает финансовым интересам, как Евросоюза, так и отдельных европейских государств – считает эксперт по энергетике Игорь Юшков

Дело в том, что компания Nord Stream 2 AG сообщила, что доступ Евросоюза к газотранспортной системе «Северного потока-2» позволит европейским гражданам экономить порядка 8 млрд долларов в год. Это произойдет по причине того, что средний уровень цен на газ в Евросоюзе снизится на 13 процентов, и это станет подспорьем для всего европейского экономического хозяйства.

«Северный поток-2» гораздо выгодней транзита через Украину

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил выводы аналитиков компании Nord Stream 2 AG.

«Экономическая составляющая «Северного потока-2» является плюсом для компании «Газпром», поскольку эта структура может, как говорится, с калькулятором в руках продемонстрировать Европе выгоду от данного газотранспортного проекта», - констатирует Юшков.

Как считает эксперт, нет никаких сомнений, что «Северный поток-2» гораздо выгодней газового транзита через Украину, хотя бы потому, что это прямой путь от месторождений на Ямале до Германии, в рамках которого не надо оплачивать услуги транзитных государств. 

«Соответственно, у «Северного потока-2» имеется целый ряд безусловных преимуществ. Во-первых, это протяженность маршрута через Балтийское море, который гораздо удобней и короче украинского варианта. Во-вторых, это ставки транзита, ведь существует большая разница в транзитной стоимости поставок газа через Украину и через «Северный поток-2», где нет посредников», - заключает Юшков.

Здесь нужно отметить, что когда «Газпром» осуществляет прокачку через Украину, то он платит оператору национальной украинской ГТС компании «Нафтогаз», а когда через систему «Северного потока», то совместному предприятию со своим доминирующим участием.

«По сути своей, платя за транзит через «Северный поток-2», компания «Газпром» будет платить сама себе, что, естественно, приведет к прямой выгоде не только российской стороны, но и наших европейских контрагентов», - резюмирует Юшков.

«Северный поток-2» не имеет альтернативы

По мнению Игоря Валерьевича, критикам «Северного потока-2» эти экономические карты «бить просто нечем», поэтому их аргументация носит исключительно политический характер и не имеет под собой внятного финансового обоснования. 

Достаточно посмотреть на те «аргументы», которые постоянно придумывает украинская сторона и ее западные спонсоры в виде мнимой энергетической зависимости Евросоюза от «Газпрома», которая якобы наступит после реализации «Северного потока-2».

При этом, дело здесь отнюдь не в самом газотранспортном проекте, а в том, что российский газ по своим ценовым показателям оказался гораздо выгодней для европейских потребителей, чем любые альтернативные поставки. И на практике нет никакой разницы, как его качать – через Украину или через «Северный поток-2», просто новый газотранспортный вариант выйдет гораздо дешевле для европейской стороны.

«Кроме того, не нужно забывать про такое преимущество «Северного потока-2», как надежность поставок газа ввиду той политической ситуации, которая в течение пяти лет существует на Украине, и это чрезвычайно важно для европейской стороны», - констатирует Юшков.

Так же, как отмечает эксперт, надо обратить внимание на то, что мощностям украинской газотранспортной системы на сегодня, как минимум, 30-40 лет, причем их актуальное состояние совершенно непонятно, из-за чего «Северный поток-2», по сути своей, не имеет альтернативы. 

«Нормального аудита украинской ГТС давно никто не проводил, поэтому нет уверенности, что транзит через Украину в ближайшие годы будет нормально работать без модернизации газотранспортных мощностей, о чем в Киеве говорили еще 10 лет назад», - заключает Юшков.

По большинству расчетов для того, чтобы украинский транзит продолжал беспроблемно работать, в ГТС Украины нужно вложить миллиарды долларов – собственно, столько же, сколько стоит «Северный поток-2» и его непосредственное продолжение в Европе.

«Так что, для того, чтобы продолжать транзит газа через Украину, в ГТС данной страны необходимо инвестировать большой объем средств, на что в Европе никто не хочет идти, а в случае с «Северным потоком-2» всю финансовую нагрузку несет компания «Газпром», - резюмирует Юшков.

В данной ситуации действует прозрачная логика – если критики «Северного потока-2» действительно добьются каких-то ограничений в отношении данного проекта в пользу украинской ГТС, то возникает вопрос, а кто будет платить за необходимые модернизационные работы на Украине. В ЕС, безусловно, на это никто идти не хочет, поэтому правильно, что «Газпром» использует в данной полемике экономические доводы.

«Для Брюсселя и европейских государств подобные вложения в украинскую ГТС означали бы существенные потери, а в Евросоюзе, как известно, считают все, до последнего цента, и, совершенно точно, будут выступать против подобного финансирования Украины», - констатирует Юшков. 

Конечно, критики «Северного потока-2» имеют большое влияние на политику Евросоюза, но актуальный расклад сил свидетельствует о том, что их аргументы носят чисто политический характер, грозящий европейцам большими финансовыми убытками.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики