Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" окончательно лишит Украину места в европейской энергетике

"Северный поток-2" окончательно лишит Украину места в европейской энергетике

Реализация газотранспортного проекта «Северный поток-2» полностью отвечает финансовым интересам, как Евросоюза, так и отдельных европейских государств – считает эксперт по энергетике Игорь Юшков

Дело в том, что компания Nord Stream 2 AG сообщила, что доступ Евросоюза к газотранспортной системе «Северного потока-2» позволит европейским гражданам экономить порядка 8 млрд долларов в год. Это произойдет по причине того, что средний уровень цен на газ в Евросоюзе снизится на 13 процентов, и это станет подспорьем для всего европейского экономического хозяйства.

«Северный поток-2» гораздо выгодней транзита через Украину

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил выводы аналитиков компании Nord Stream 2 AG.

«Экономическая составляющая «Северного потока-2» является плюсом для компании «Газпром», поскольку эта структура может, как говорится, с калькулятором в руках продемонстрировать Европе выгоду от данного газотранспортного проекта», - констатирует Юшков.

Как считает эксперт, нет никаких сомнений, что «Северный поток-2» гораздо выгодней газового транзита через Украину, хотя бы потому, что это прямой путь от месторождений на Ямале до Германии, в рамках которого не надо оплачивать услуги транзитных государств. 

«Соответственно, у «Северного потока-2» имеется целый ряд безусловных преимуществ. Во-первых, это протяженность маршрута через Балтийское море, который гораздо удобней и короче украинского варианта. Во-вторых, это ставки транзита, ведь существует большая разница в транзитной стоимости поставок газа через Украину и через «Северный поток-2», где нет посредников», - заключает Юшков.

Здесь нужно отметить, что когда «Газпром» осуществляет прокачку через Украину, то он платит оператору национальной украинской ГТС компании «Нафтогаз», а когда через систему «Северного потока», то совместному предприятию со своим доминирующим участием.

«По сути своей, платя за транзит через «Северный поток-2», компания «Газпром» будет платить сама себе, что, естественно, приведет к прямой выгоде не только российской стороны, но и наших европейских контрагентов», - резюмирует Юшков.

«Северный поток-2» не имеет альтернативы

По мнению Игоря Валерьевича, критикам «Северного потока-2» эти экономические карты «бить просто нечем», поэтому их аргументация носит исключительно политический характер и не имеет под собой внятного финансового обоснования. 

Достаточно посмотреть на те «аргументы», которые постоянно придумывает украинская сторона и ее западные спонсоры в виде мнимой энергетической зависимости Евросоюза от «Газпрома», которая якобы наступит после реализации «Северного потока-2».

При этом, дело здесь отнюдь не в самом газотранспортном проекте, а в том, что российский газ по своим ценовым показателям оказался гораздо выгодней для европейских потребителей, чем любые альтернативные поставки. И на практике нет никакой разницы, как его качать – через Украину или через «Северный поток-2», просто новый газотранспортный вариант выйдет гораздо дешевле для европейской стороны.

«Кроме того, не нужно забывать про такое преимущество «Северного потока-2», как надежность поставок газа ввиду той политической ситуации, которая в течение пяти лет существует на Украине, и это чрезвычайно важно для европейской стороны», - констатирует Юшков.

Так же, как отмечает эксперт, надо обратить внимание на то, что мощностям украинской газотранспортной системы на сегодня, как минимум, 30-40 лет, причем их актуальное состояние совершенно непонятно, из-за чего «Северный поток-2», по сути своей, не имеет альтернативы. 

«Нормального аудита украинской ГТС давно никто не проводил, поэтому нет уверенности, что транзит через Украину в ближайшие годы будет нормально работать без модернизации газотранспортных мощностей, о чем в Киеве говорили еще 10 лет назад», - заключает Юшков.

По большинству расчетов для того, чтобы украинский транзит продолжал беспроблемно работать, в ГТС Украины нужно вложить миллиарды долларов – собственно, столько же, сколько стоит «Северный поток-2» и его непосредственное продолжение в Европе.

«Так что, для того, чтобы продолжать транзит газа через Украину, в ГТС данной страны необходимо инвестировать большой объем средств, на что в Европе никто не хочет идти, а в случае с «Северным потоком-2» всю финансовую нагрузку несет компания «Газпром», - резюмирует Юшков.

В данной ситуации действует прозрачная логика – если критики «Северного потока-2» действительно добьются каких-то ограничений в отношении данного проекта в пользу украинской ГТС, то возникает вопрос, а кто будет платить за необходимые модернизационные работы на Украине. В ЕС, безусловно, на это никто идти не хочет, поэтому правильно, что «Газпром» использует в данной полемике экономические доводы.

«Для Брюсселя и европейских государств подобные вложения в украинскую ГТС означали бы существенные потери, а в Евросоюзе, как известно, считают все, до последнего цента, и, совершенно точно, будут выступать против подобного финансирования Украины», - констатирует Юшков. 

Конечно, критики «Северного потока-2» имеют большое влияние на политику Евросоюза, но актуальный расклад сил свидетельствует о том, что их аргументы носят чисто политический характер, грозящий европейцам большими финансовыми убытками.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики