Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" окончательно лишит Украину места в европейской энергетике

"Северный поток-2" окончательно лишит Украину места в европейской энергетике

Реализация газотранспортного проекта «Северный поток-2» полностью отвечает финансовым интересам, как Евросоюза, так и отдельных европейских государств – считает эксперт по энергетике Игорь Юшков

Дело в том, что компания Nord Stream 2 AG сообщила, что доступ Евросоюза к газотранспортной системе «Северного потока-2» позволит европейским гражданам экономить порядка 8 млрд долларов в год. Это произойдет по причине того, что средний уровень цен на газ в Евросоюзе снизится на 13 процентов, и это станет подспорьем для всего европейского экономического хозяйства.

«Северный поток-2» гораздо выгодней транзита через Украину

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил выводы аналитиков компании Nord Stream 2 AG.

«Экономическая составляющая «Северного потока-2» является плюсом для компании «Газпром», поскольку эта структура может, как говорится, с калькулятором в руках продемонстрировать Европе выгоду от данного газотранспортного проекта», - констатирует Юшков.

Как считает эксперт, нет никаких сомнений, что «Северный поток-2» гораздо выгодней газового транзита через Украину, хотя бы потому, что это прямой путь от месторождений на Ямале до Германии, в рамках которого не надо оплачивать услуги транзитных государств. 

«Соответственно, у «Северного потока-2» имеется целый ряд безусловных преимуществ. Во-первых, это протяженность маршрута через Балтийское море, который гораздо удобней и короче украинского варианта. Во-вторых, это ставки транзита, ведь существует большая разница в транзитной стоимости поставок газа через Украину и через «Северный поток-2», где нет посредников», - заключает Юшков.

Здесь нужно отметить, что когда «Газпром» осуществляет прокачку через Украину, то он платит оператору национальной украинской ГТС компании «Нафтогаз», а когда через систему «Северного потока», то совместному предприятию со своим доминирующим участием.

«По сути своей, платя за транзит через «Северный поток-2», компания «Газпром» будет платить сама себе, что, естественно, приведет к прямой выгоде не только российской стороны, но и наших европейских контрагентов», - резюмирует Юшков.

«Северный поток-2» не имеет альтернативы

По мнению Игоря Валерьевича, критикам «Северного потока-2» эти экономические карты «бить просто нечем», поэтому их аргументация носит исключительно политический характер и не имеет под собой внятного финансового обоснования. 

Достаточно посмотреть на те «аргументы», которые постоянно придумывает украинская сторона и ее западные спонсоры в виде мнимой энергетической зависимости Евросоюза от «Газпрома», которая якобы наступит после реализации «Северного потока-2».

При этом, дело здесь отнюдь не в самом газотранспортном проекте, а в том, что российский газ по своим ценовым показателям оказался гораздо выгодней для европейских потребителей, чем любые альтернативные поставки. И на практике нет никакой разницы, как его качать – через Украину или через «Северный поток-2», просто новый газотранспортный вариант выйдет гораздо дешевле для европейской стороны.

«Кроме того, не нужно забывать про такое преимущество «Северного потока-2», как надежность поставок газа ввиду той политической ситуации, которая в течение пяти лет существует на Украине, и это чрезвычайно важно для европейской стороны», - констатирует Юшков.

Так же, как отмечает эксперт, надо обратить внимание на то, что мощностям украинской газотранспортной системы на сегодня, как минимум, 30-40 лет, причем их актуальное состояние совершенно непонятно, из-за чего «Северный поток-2», по сути своей, не имеет альтернативы. 

«Нормального аудита украинской ГТС давно никто не проводил, поэтому нет уверенности, что транзит через Украину в ближайшие годы будет нормально работать без модернизации газотранспортных мощностей, о чем в Киеве говорили еще 10 лет назад», - заключает Юшков.

По большинству расчетов для того, чтобы украинский транзит продолжал беспроблемно работать, в ГТС Украины нужно вложить миллиарды долларов – собственно, столько же, сколько стоит «Северный поток-2» и его непосредственное продолжение в Европе.

«Так что, для того, чтобы продолжать транзит газа через Украину, в ГТС данной страны необходимо инвестировать большой объем средств, на что в Европе никто не хочет идти, а в случае с «Северным потоком-2» всю финансовую нагрузку несет компания «Газпром», - резюмирует Юшков.

В данной ситуации действует прозрачная логика – если критики «Северного потока-2» действительно добьются каких-то ограничений в отношении данного проекта в пользу украинской ГТС, то возникает вопрос, а кто будет платить за необходимые модернизационные работы на Украине. В ЕС, безусловно, на это никто идти не хочет, поэтому правильно, что «Газпром» использует в данной полемике экономические доводы.

«Для Брюсселя и европейских государств подобные вложения в украинскую ГТС означали бы существенные потери, а в Евросоюзе, как известно, считают все, до последнего цента, и, совершенно точно, будут выступать против подобного финансирования Украины», - констатирует Юшков. 

Конечно, критики «Северного потока-2» имеют большое влияние на политику Евросоюза, но актуальный расклад сил свидетельствует о том, что их аргументы носят чисто политический характер, грозящий европейцам большими финансовыми убытками.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики