Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чисто по «Дружбе»: качественная нефть может не добраться до Белоруссии в срок

Чисто по «Дружбе»: качественная нефть может не добраться до Белоруссии в срок

По расчетам экспертов, процесс доставки займет около пяти дней

«Чистая» российская нефть пущена по трубопроводу на начальном участке, но по состоянию на воскресенье она не прошла даже половины расстояния до границы с Белоруссией, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. Незагрязненное «черное золото» может поступить в республику только в начале мая, считает он. Скорость движения нефти по трубе — 10–12 км/ч, и поэтому процесс доставки займет около пяти дней, полагают эксперты. Однако в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака заверили «Известия», что «чистое» сырье будет у границы с Белоруссией уже сегодня. Пока стороны разбираются в причинах загрязнения: по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева уже создана межведомственная комиссия. В «Транснефти» случившееся считают диверсией.

Процесс пошел

На начальном участке, где и были проблемы, «чистая» нефть уже пущена, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией.

— Но она не прошла даже половины расстояния до границы с Белоруссией, — пояснил он.

По словам собеседника «Известий», процесс займет около пяти дней после полного запуска всех участков трубопровода. Он намечен на 29 апреля.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин подтвердил «Известиям», что с учетом скорости движения по трубопроводу (примерно 10–12 км/ч) от Самары до границы нефть дойдет за пять дней. Но теоретически, подчеркнул он, уложиться в срок до конца 29 апреля можно, если первый запуск был осуществлен до выходных.

О том, что стабильная работа нефтепровода «Дружба» будет полностью восстановлена в течение двух недель и «чистое» сырье на границу с Белоруссией придет уже к 29 апреля, в прошедшую пятницу сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак.

–– По результатам переговоров с участием представителей РФ, Белоруссии, Польши и Украины приняты согласованные решения по реализации специальных технологических мероприятий для устранения последствий инцидента. Это позволит, как ранее предполагалось, ‪до 29 апреля подать соответствующую стандартам нефть до границы с Белоруссией, а в течение двух недель полностью восстановить стабильную работу нефтепровода, –– пояснил Дмитрий Козак.

В воскресенье эти планы еще раз подтвердил «Известиям» представитель вице-премьера Илья Джус.

— 29-го нефть будет на границе (с Белоруссией. –– «Известия»), –– заявил он.

У трубопровода «Дружба» два входа –– южный и северный, напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Плохая» нефть шла только по южной ветке на Мозырский НПЗ, тогда как на Полоцкий НПЗ поставляли качественное «черное золото». Поэтому вполне реально, что 29 апреля качественная нефть в Белоруссию всё же придет. По словам эксперта, главная проблема для белорусов и европейцев — что делать с большим количеством накопившейся «грязной» нефти.

— Видимо, придется как-то смешивать и снижать концентрацию до допустимого уровня, — отметил Игорь Юшков.

По данным «Белнефтехима», объем поставленного в Белоруссию «грязного» «черного золота» достиг 1 млн т.Замминистра энергетики России Павел Сорокин в пятницу, после встречи операторов «Дружбы» в Минске, заявлял, что эта нефть — не потерянная, ее можно довести до нормативных показателей по качеству, смешивая с чистым сырьем. По его расчетам, в начале мая незагрязненная нефть может дойти до Мозырского НПЗ.

— Но опять же это зависит от своевременного добросовестного исполнения намеченного плана всеми сторонами, — уточнил он.

Советник главы «Транснефти» Игорь Демин не ответил на запрос «Известий».

Накажут виновных

Дмитрий Козак в конце прошлой недели отметил, что «когда будет выявлено, кто является автором этого «произведения» (поставок некачественной нефти. — «Известия»), будут применены соответствующие меры и финансовой ответственности, и, вполне возможно, личной ответственности должностных лиц нефтяных компаний, которые это допустили».

–– Работают правоохранительные органы, поскольку ущерб существенный и для наших нефтеперерабатывающих заводов, и для наших партнеров, и для самой «Транснефти», — добавил вице-премьер.

По поручению Дмитрия Медведева Министерство энергетики России уже создало межведомственную комиссию по проверке нарушения качества нефти в трубопроводе «Дружба». В нее вошли представители Минэнерго, Минпромторга, ФАС, Роснедр, Ростехнадзора, Росстандарта, а также компании «Транснефть».

Премьер дал неделю на проведение проверки. «По результатам проверки обеспечить наказание лиц, ответственных за допущенные нарушения. Материалы проверки направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации», — говорится в предписании главы правительства.

Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили ситуацию с ухудшением качества российской нефти на встрече в Пекине. По словам российского лидера, «для того чтобы понять, что там произошло, нужно провести расследование».

Узрели диверсию

По словам советника президента «Транснефти» Игоря Демина, первые результаты расследования свидетельствуют, «что загрязнение было умышленным».

— В данный момент в Самаре в офисах нескольких частных организаций идут следственные действия на предмет определения причастности к произошедшему, — заявил он журналистам в пятницу. — Сейчас можно определенно сказать, что вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий частной структуре «Самаратранcнефть-терминал».

Эта компания занимается приемом нефти от нескольких малых производителей и анализом ее качества. В «Самаратранcнефть-терминал» сообщили СМИ, что узел слива и компаундирования нефти (УСИКН) Самара–Унеча, на котором произошел вброс загрязненной нефти, был продан еще в 2017 году. После этого у объекта несколько раз менялись владельцы и арендаторы. 

Проблемы с поставками российской нефти в Белоруссию по магистральному нефтепроводу «Дружба» начались еще 19 апреля. О «грязном» сырье заявил концерн «Белнефтехим». Сообщалось о высоком содержании хлорорганических соединений, из-за чего Белоруссия была вынуждена прекратить экспорт светлых нефтепродуктов –– бензина, авиакеросина и дизельного топлива. «Транснефть» признала повышенное содержание хлоридов в нефти и пообещала решить проблему.

Все страны Восточной Европы, а также ФРГ в конце прошлой недели приостановили импорт и транзит российской нефти по нефтепроводу «Дружба».

–– Большинство восточноевропейских партнеров занимают здравомыслящую позицию, когда достоверная информация отсутствует, и не стремятся ситуацию политизировать, — считает замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Они понимают, что диверсификация нефтяного импорта не выгодна им самим, поскольку нефтеперерабатывающие заводы «заточены» под конкретный состав нефти, на которой они работают. А начинать же поиски ее аналогов на рынке –– это хлопотное дело. Да и поставки «черного золота» по системе магистральных нефтепроводов экономически эффективней, нежели морским или железнодорожным путем.

Замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Игбал Гулиев выразил уверенность, что в течение нескольких дней ситуация благополучно разрешится, и статус-кво восстановится. Серьезных альтернатив поставкам российской нефти в страны Восточной Европы нет, а через пару месяцев уляжется и весь информационный шум.

По мнению эксперта, весьма вероятно, что «Транснефти» придется выплатить штрафы в первую очередь белорусской стороне.

Впрочем, на четырехсторонних переговорах (России, Белоруссии, Польши и Украины) в Минске вопрос компенсаций не поднимался, заявил гендиректор «Укртранснафты» Николай Гавриленко. Их стороны будут обсуждать позже. «Укртранснафта», по его словам, не понесла ущерба, если не считать недополученной выручки. Открыто о своих потерях в $100 млн заявляла лишь белорусская сторона. Планируется, что переговоры по транзиту нефти продолжатся в понедельник в Минске. 

Авторы: Ирина Цырулева, Николай Хренков

Источник: Известия, 29.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики