Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба транзитного соглашения зависит от уровня самостоятельности Украины при Зеленском

Судьба транзитного соглашения зависит от уровня самостоятельности Украины при Зеленском

Последнее предложение Евросоюза по посредничеству на газовых переговорах России и Украины носит технический характер и неспособно на что-то реально повлиять – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. 

Непонятно, на что может повлиять Зеленский

Напомним, что еврокомиссар по вопросам расширения и политике добрососедства Йоханнес Хан предложил избранному президенту Украины Владимиру Зеленскому помощь на переговорах между Россией и Украиной по газовой проблематике.

Здесь идет разговор о всем спектре газовых вопросов, но, главным образом, по проблеме подписания нового транзитного соглашения между Россией и Украиной, которое должно закрыть эту проблему. При этом, не до конца понятно, а что именно в этом вопросе изменилось с избранием Зеленского президентом Украины, поскольку ясно, что этому политику будет сложно на что-то реально повлиять.

«В данном вопросе необходимо отделять транзит российского газа через территорию Украины и закупку российского газа этой страной, причем мы знаем, что Киев давно не закупает у нас газ, ограничиваясь здесь так называемым реверсом», - констатирует Правосудов.

Естественно, «реверс» является политическим и формальным моментом, поскольку все те 40 млрд кубов, которые Киев с 2015 года закупил у Польши, Венгрии и Словакии, были российским газом, только формально преодолевшим границы Евросоюза. 

«Если взять вопрос транзита, то российский газ идет через украинскую территорию без всяких проблем, поэтому транзитный договор, в любом случае, будет продлен, а сегодня стороны спорят об условиях, ставке, объемах и сроках», - резюмирует Правосудов.

Как замечает эксперт, европейцы напрямую заинтересованы в заключении данного соглашения, поэтому они выступают в этом вопросе в качестве «посредника», и это подтверждает, что данная тема является многосторонней, а не только проблемой России и Украины.

Это тема переговоров России и Евросоюза, а не России и Украины, т.е. поставщика и покупателя, а не транзитера.

«Таким образом, можно прогнозировать, что новое соглашение будет подписано Москвой, Брюсселем и Киевом где-то к новому году после долгих, напряженных и мучительных переговоров, которые характерны для любых российско-украинских дел», - заключает Правосудов.

Что касается непосредственной продажи газа Украине, что является обязательством Киева хотя бы по известному решению Стокгольмского арбитража, то этот вопрос мало заботит российскую сторону. Просто потому, что мы эти объемы поставляем украинцам через «реверс». Конечно, такая практика не нравится России, но де-факто финансовые интересы «Газпрома» от этого не страдают. 

«Украина сегодня покупает у европейских посредников тот же самый российский газ, только переплачивая за это. Если они не хотят переплачивать, то они могут прямо сейчас начать это делать напрямую у России», - констатирует Правосудов.

По словам Сергея Александровича, украинцы не хотят этого делать по внутриполитическим причинам, но России до этого нет никакого дела – каких-либо реальных финансовых убытков от практики «реверса» мы не несем, учитывая установленный порядок цен.

Приход к власти Зеленского вряд ли что-то изменит

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что от смены власти на Украине общая ситуация в газовом вопросе вряд ли изменится.

«Безусловно, результат выборов на Украине дает какое-то пространство для маневра для того, чтобы выйти на конструктивное обсуждение вопросов, которые связаны с транзитом российского газа через территорию Украины. В общем, «надо посмотреть», хотя нужно признать, что надежды здесь не так много, поскольку приход Зеленского не означает серьезных изменений», - резюмирует Гривач

По мнению Алексея Игоревича, Украина не выступает в этом вопросе самостоятельным игроком, поскольку с точки зрения интересов этой страны было бы важно сохранить, как договорный пакет по газу, так и всю структуру экономических связей с Россией.

«Ведь Украина, по сути своей, пожертвовала своим благосостоянием, разрывая торгово-экономические связи с Россией. Это отразилось и на транзите газа, ведь хорошие отношения с покупателями этой услуги пошли бы во благо Киеву», - заключает Гривач.

Гривач считает, что нормализация торгово-экономических отношений, как по газу, так и по другим вопросам, принесла бы немало пользы украинской экономике, но получилось то, что получилось, поэтому нет надежд на серьезные изменения при президенте Зеленском.

«Таким образом, пока сложно сказать, когда Украина начнет действовать в своих экономических интересах, а не в интересах других стран, а ведь именно от этого зависит судьба всех этих глубоко искусственных газовых трений с Россией», - констатирует Гривач

На сегодняшний день надежд в торжество разума на Украине мало, как и на конструктивный диалог между Москвой и Киевом.

«Пока же Украина ведет себя странно – называет Россию агрессором и требует от нее сохранить лимитированные объемы транзита газа через украинскую территорию. Естественно, все это снижает шансы на заключение соглашения», - резюмирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 07.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики