Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва уводит в экономическое русло диалог с Минском о компенсации за налоговый маневр

Москва уводит в экономическое русло диалог с Минском о компенсации за налоговый маневр

Если Минск продолжит диалог с Москвой о компенсации за налоговый маневр в резкой манере, то найти компромисс будет довольно сложно. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"В требованиях белорусской стороны компенсации за налоговый маневр логика непонятна: Минск в переговорах на экспертном уровне наотрез отказывается признавать, что много лет получает от Москвы всевозможные субсидии. Однако даже простейшие расчеты показывают: благодаря предоставляемым Россией скидкам на нефть Urals с 1 января 2010 года по конец декабря 2018-го Белоруссия получила дополнительную прибыль в 45 млрд долларов. И это только выгоды по нефти, а общий список субсидий для РБ гораздо шире.

Проблема в том, что белорусские коллеги настолько привыкли к помощи России, что считают ее обязательной, обижаясь на ее прекращение. Эту иждивенческую политику уже констатируют и в российском правительстве, ведь перестраивать внутреннее налоговое законодательство – суверенное право РФ, компенсировать кому-то эти маневры Москва не обязана. Но в диалогах белорусские коллеги упирают на союзнические отношения РФ и РБ, на которые в последнее время Москва смотрит все более прагматично", - отмечает аналитик.

Министр экономики Белоруссии Дмитрий Крутой заявил: Минск продолжит вести диалог с Москвой о компенсации потерь для белорусского бюджета от реализации налогового маневра в РФ. Он сообщил, что переговоры "находятся в активной стадии". "При расчете прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год мы не учитывали возможную компенсацию по налоговому маневру. Такой же политики мы рассчитываем придерживаться и на 2020 год", - сказал министр.

"Белоруссия декларирует политический и экономический союз с Россией, но лишь на словах. На деле же Минск так и не признал Крым российским и проголосовал в Парламентской ассамблее Совета Европы за резолюцию, где было написано, что РФ Крым оккупировала. Уже пять лет белорусская сторона проводит по своей территорию в Россию подсанкционные товары, зарабатывая на этом – Москва и это неоднократно отмечала. Минск же так и не пришел к осознанию, что за субсидии нужно что-то давать в ответ.

В итоге сегодня Россия проводит аудит отношений с Белоруссией – насколько объемна оказываемая союзному государству помощь и действительно ли она целесообразна. Минск это видит, но отказываться от требований компенсации за налоговый маневр РФ явно не намерен, надеясь "продавить" свои позиции по данному вопросу. Пока складывается ощущение, что Россия больше не намерена идти на неоправданные уступки и уводит диалог в экономическое русло", - подчеркивает эксперт.

Затянувшиеся переговоры

С 1 января 2019 года в России стартует финальная стадия налогового манёвра в нефтяной отрасли. К 2024 году в рамках указанного механизма будут обнулены экспортные пошлины на нефтепродукты и увеличен налог на добычу полезных ископаемых. Президент Александр Лукашенко заявил 1 марта, что Белоруссия потеряла за время налогового маневра с 2015 года $3,4 млрд и хочет компенсацию. Россия в ответ предложила углубить интеграцию в соответствии с договором о Союзном государстве 1999 года. 

Минск настаивает, что его потери от ухудшающихся условий торговли нефтью, должны быть возмещены Москвой. Крутой уточняет: если РФ согласится на компенсацию потерь, то это станет "дополнительным плюсом" для РБ. Белорусское правительство уже предпринимает "определенные шаги", но обнародовать их пока преждевременно. Механизм формирования цены на природный газ для Белоруссии, который начнет функционировать с 1 января следующего года, Минск и Москва должны определить в ближайшее время.

"В последнее время Лукашенко ужесточил обвинительную риторику в отношении России, настаивая на возвращении преференций и компенсациях за налоговый маневр. На мой взгляд, в переговорах с РФ это было ошибкой. Ведь к концу 2018 года все говорило о том, что Москве и Минску удалось прийти к компромиссу. Но белорусский президент внезапно разразился целым рядом недружественных реплик в адрес России и ее посла в Белоруссии.

В итоге переговоры вернулись на начальную стадию, и Минск, как мы видим, даже в экономических прогнозах уже не учитывает возможные российские компенсации. Договориться есть все возможности, если руководство РБ выберет более конструктивные подходы к диалогу – Москва всегда открыта к взаимовыгодному сотрудничеству.

В данном случае, что называется, мяч сейчас на белорусской стороне. Однако Россия все же хочет компромиссов, односторонние уступки больше не рассматриваются. И Минску есть что предложить: к примеру, продажа оставшейся доли в Мозырском нефтеперерабатывающем заводе российским компаниям или какой-то части Новополоцкого НПЗ – в этом случае разговоры о скидках и преференциях обретают реальные перспективы", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 13.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики