Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за апрель 2019 г.

Топ-лист событий за апрель 2019 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за апрель 2019 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Продолжение кадровых изменений в «Газпроме»

    Компания переживает период колоссальных кадровых перемен, который растянулся на несколько месяцев. Теперь по итогам апреля можно подвести определенную черту и зафиксировать, что, с одной стороны, масштаб изменений свидетельствует, что «Газпром» предпринимает серьезные попытки обновиться и тем продемонстрировать Владимиру Путину свою растущую эффективность. То есть это означает, что определенные вопросы у президента к «Газпрому» могли возникнуть. Но, с другой стороны, сам характер изменений показывает, что в целом Алексей Миллер свои позиции сохраняет, а в чем-то даже, можно сказать, укрепляет. Да, в процессе изменений Миллер потерял двух очень близких для себя людей – Круглов ушел в замминистра финансов, Селезнев ушел с поста зампреда, но при этом остался, кстати, в «Газпроме» и был переброшен на новый прорывной газпромовский проект. Миллер добился того, что основные кадровые изменения в «Газпроме» проходили по принципу именно перемещений. То есть это не люди, пришедшие извне, а газпромовские топ-менеджеры перемещались с одной позиции на другую. Это означает также, что, убрав Медведева и Голубева, Миллер вынужден был согласиться с уходом из правления двух близких людей, но в целом продвинул других близких себе людей на топовые позиции. Только один серьезный «варяг» появился в руководстве «Газпрома» – бывший замглавы «Газпромбанка» г-н Садыгов. Но все-таки «Газпромбанк» - структура достаточно близкая «Газпрому». Так же важно, что в процессе этих изменений серьезно реформировался блок закупок и инвестиций. Все эти вопросы отошли к Аксютину, и это означает, что роль главного финансиста в Газпроме сократится. То есть это будет не стратег, курирующий, что покупать, а что не покупать, грубо говоря. Это будет скорее кассир, который управляет собственно процессом раскассирования, т.е. отправки денег в те направления, которые правление сочтет наиболее значимыми и оптимальными. Поэтому в целом можно сказать, что эта реорганизация говорит о том, что, с одной стороны, «Газпром» понимает, что нужны перемены. С другой стороны, компания получила от Путина определенный срок на демонстрацию результативности без каких-то радикальных структурных изменений, реструктуризаций или разделений.

  2. Российско-белорусский конфликт из-за загрязнений хлором российской экспортной нефти

    Это грандиозный скандал апреля. 19 апреля белорусская сторона обвинила Россию в том, что нефть с превышением примеси хлора попала на белорусский НПЗ. И до сих пор эта история является не до конца выясненным процессом. Понятно, что Белоруссия зацепилась за факт попадания хлора и сделала из технической истории грандиозный конфликт, в том числе и с вовлечением соседних государств. Но с другой стороны, «Транснефть» признала сам факт попадания хлора. Это означает, что проблемы действительно возникли на российской стороне. И тут начинается самое интересное. Да, возникли версии о том, что хлор мог быть использован как способ повышения нефтеотдачи пласта. Хлор мог быть использован и для других технологических процессов, связанных с добычей нефти. В этом плане можно предположить, что небольшая региональная компания могла использовать хлор для улучшения экономики своих процессов, а потом слить этот хлор, что называется, в общий котел, рассчитывая, что этого никто не заметит. Такую версию предложила компания «Транснефть». Названа конкретная самарская компания, виновная, по версии «Транснефти», в этой истории, но персонально никто никакой ответственности не понес. Более того, сама самарская компания заявила, что она технически не могла это сделать, потому что узел учета уже давно продан и ей не принадлежит. То есть у нее нет свободного доступа к магистральной системе, она просто физически не могла это сделать. 30 апреля прошла встреча президента России Владимира Путина и главы компании «Транснефть» Николая Токарева. Токарев признал технические проблемы, которые могли возникнуть, в том числе, и отсутствие должного контроля за уровнем хлора в нефти. Но при этом продолжал настаивать на «региональной» версии. И это при том, что недоброжелатели Токарева, естественно, с удовольствием эту историю используют против него. Как и Белоруссия – она свои проблемы решала, внешнеполитические, геополитические. Эта история, вне всяких сомнений, получит продолжение в мае.

  3. Международный Арктический форум в Санкт-Петербурге

    Масштабное событие апреля, которое символизирует то, что Арктика окончательно заняла место одного из четких экономических приоритетов развития государства. По большому счету, наша экономическая политика – это политика крупных промышленных проектов, которые государство готово финансировать. Государство ясно говорит: «Ребята, не верим мы ни в какие мелкие и средние бизнесы, не верим мы в свободную энергию масс. Мы верим только в крупные промышленные проекты советского размаха». Естественно, возникает вопрос: а каковы затраты на эти проекты? Кто-то считал их или не считал? Пока мы видим, что Арктический форум прошел под знаком гигантомании – больше, больше, больше. Если еще в декабре еле-еле набиралось проектов по перевозке к 2024 году по Севморпути на 50 млн тонн, то сейчас уже и за 90 млн перевалили, и фантазия у людей не заканчивается.

  4. Новые акционеры в проекте «Арктик СПГ 2»

    После Total в проект еще вошли китайские инвесторы, что вполне логично. Ожидается, что проект «Арктик СПГ 2» получит колоссальные льготы от государства, как уже было с «Ямал СПГ», где тоже Total и китайские акционеры. Государство открыто показывает готовность финансировать частный проект, при том, что НОВАТЭК продает доли в проекте иностранцам, кладет деньги в свой карман, выплачивает отличные дивиденды, но это ни у кого никаких вопросов не вызывает. Получается, что частная компания продает долю в своем проекте, иностранцы покупают эти доли, потому что они понимают, что государство даст этому проекту колоссальные льготы. Вот это и называется «наша новая промышленная политика», невзирая на издержки и не считая потенциальную выгоду или, наоборот, издержки для государственного бюджета.

  5. Выборы президента и Украины и будущее российско-украинского газового контракта

    Совершенно очевидно, что политический фактор будет доминировать. Появление Зеленского в качестве президента Украины – это начало очень серьезных политических изменений в этой стране. Будет новый премьер, наверняка будет новый глава «Нафтогаза». И здесь, что называется, есть повод для разговора между президентом России и новым президентом Украины, несмотря на жесткие решения, которые Россия принимала уже после выборов на Украине (например, по вопросу предоставления гражданства жителям ДНР и ЛНР). Почему возможность для разговора есть? Потому что нет личной неприязни к президенту Зеленскому. Самое главное заключается в том, что Порошенко предлагал стране очень четкую повестку: война и вера. То есть он делал акцент на конфликте с Россией. Самой главной задачей для Порошенко было нанести ущерб России. Ради этого он предлагал украинскому избирателю затянуть пояса. Украинский же избиратель категорически не хочет этого делать, он считает, что и так очень дорого заплатил. И у Зеленского, на самом деле, в повестке нет войны с Россией. Это, кстати, очень хорошо видно и по теперь уже знаменитому сериалу «Слуга народа». Человек идет с экономической повесткой, он намерен прежде всего говорить об экономике. Но какая может быть экономика, если вы не решите ключевой вопрос стоимости энергоносителей? Поэтому Украина заинтересована в диалоге с Россией. Но тут есть другой момент, он связан с тем, что Россия уже предприняла колоссальные усилия по созданию альтернативных систем доставки энергоносителей до Европы, прежде всего газа, естественно. Если речь пойдет о продлении транзитного договора, это будет означать, что мы должны сохранить какую-то значительную часть транзита через Украину в ущерб созданным альтернативным газотранспортным системам. Вот это и есть главный вопрос, потому что сегодня Россия не заинтересована в том, чтобы продлять контракт. Тем более в апреле «Нафтогаз» озвучивал свое понимание будущего транзитного договора, звучали цифры в 60 млрд кубов транзита. Это, конечно, немыслимое число, на которое Россия никогда не согласится.

  6. Решение Совета Европы по одобрению поправок к Газовой директиве относительно работы морских газопроводов

    Это все система давления на «Северный поток-2» и попытка доказать России, что строительство обходных газопроводов не означает, что контракт с Украиной подписывать не надо. Марош Шефчович заявил, что газовый договор обязательно нужно продлять. Правда, Шефчович проиграл выборы президента Словакии и наверняка уйдет с поста замглавы Европейской комиссии. Но в Брюсселе и без него есть люди, которые будут склонять Россию к продлению украинского контракта. А как лучше всего это сделать? Пытаться вставлять палки в колеса «Северному потоку-2». Хотя понятно, что всеми силами используется и европейская бюрократия, и Дания, которая в апреле предложила «Газпрому» уже третий вариант строительства рассмотреть. Тем не менее, понятно, что проект будет реализован. Вопрос только в том, в какие сроки и как его продвижение скажется на переговорах с Украиной. Пока по-прежнему вопросов здесь очень много. И тем не менее, строительство альтернативных газопроводов продолжается.

  7. Заявление министра иностранных дел Сербии г-на Дачича о начале строительства сербского участка газопровода «Турецкий поток»

    Сербия не стала ждать окончания строительства участка в Болгарии. Хотя София тоже уже завершила тендер, есть победитель, можно уже начинать стройку. Итак, «Турецкий поток», его система обретает четкие очертания. Это касается не только морского участка, который уже построен, но и на суше проект реализуется достаточно быстрыми темпами.

  8. Продление моратория на рост цен на бензин и дизельное топливо

    Ситуация достаточно непростая. Вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что мораторий продлен и компании договорились об условиях этого продления. Но на самом деле условия продления по-прежнему остаются неясными, ведь компании все-таки хотят получить какую-либо компенсацию. Они видят эту компенсацию в изменении формулы демпфера. Если экспорт сырой нефти становится существенно более привлекательным, чем переработка нефти внутри России и продажа продуктов нефтепереработки на внутреннем рынке, в том числе и из-за фиксации цен, то компании хотели бы получить компенсацию, по большому счету, за добровольное согласие продавать продукты на внутреннем рынке по заниженным ценам. Но оказалось, что механизм демпфера, который был запущен в качестве компенсации этой истории с фиксацией цен, путем математических хитростей работал не в пользу компаний, а в пользу бюджета. Конечно, это не устраивает нефтяные компании, и бои с Минфином продолжаются. У Минфина позиция очень интересная. Он говорит: «Хорошо, мы можем изменить формулу демпфера, но тогда повысим еще НДПИ». То есть грубо говоря, мы готовы вам вернуть деньги, но возьмем их из вашего кармана. Так что несмотря на то, что второй квартал уже наступил и мораторий работает, до конца неясно, как вся эта система будет работать. Компании пошли навстречу, не стали обострять конфликт, потому что понятно, что Минфин побежал бы к Путину, но история не завершена.

  9. Перезапуск «Газпромом» завода по сжижению газа на Балтике

    Газпром в этом проекте также сменил партнера с Shell на компанию, которая считается близкой к братьям Ротенбергам. Возвращаясь к первому пункту нашего рейтинга, это означает, что «Газпрому» нужно показать успехи в тех сегментах газового бизнеса, которые Владимиру Путину кажутся прорывными – это СПГ и газохимия. Неслучайно переформатирование проекта «Балтийский СПГ» произошло в сторону появления там газохимического кластера. И Кирилл Селезнев, который раньше отвечал за внутренний рынок, теперь переброшен на этот проект, и это шанс для него показать свою эффективность как менеджера. Его никто не убрал из системы «Газпрома», но дали возможность как бы провести перезагрузку.

  10. Назначение нового замминистра энергетики Юрия Маневича

    Это человек с известной фамилией – его отец был членом младореформаторской команды и был зверски убит в Санкт-Петербурге в 1997 г. Сам Юрий Маневич достаточно плотно связан с теми людьми, которые организовывали и проводили реформу РАО «ЕЭС России». Интересно, что назначен он на ключевой сегмент, потому что сейчас государство будет продлять договоры на обновление генерирующих мощностей. Цена вопроса – почти 2 трлн рублей. Не случайно убрали Кравченко, замминстра энергетики, и Новак пытался все вопросы завести на Текслера, который неожиданно оказался в кресле губернатора Челябинской области. И вот появился новый замминистра. Это означает, что у нас в электроэнергетике происходит серьезный передел, интрига и деньги там очень серьезные.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики