Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ напомнит Украине о контракте при попытке раздуть проблему "грязной нефти"

РФ напомнит Украине о контракте при попытке раздуть проблему "грязной нефти"

Оператор нефтепроводов Украины «Укртранснафта» рассчитывает получить от российской «Транснефти» компенсацию за дополнительные расходы. Но раздуть проблему грязной нефти и потребовать «сотни миллиардов долларов», как это намерена сделать Белоруссия, у Украины не получится. Все подобные ситуации прописаны у нас в контрактах, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Требование "Укртранснафты" о компенсации

Оператор нефтепроводов Украины «Укртранснафта» рассчитывает получить от российской «Транснефти» компенсацию за дополнительные расходы, связанные с хранением загрязненной нефти. Об этом журналистам заявил глава «Укртранснафты» Николай Гавриленко. По его словам, сейчас согласовывается дополнительный договор к действующему соглашению, согласно которому будет происходить расчет, а также определяться сроки и условия компенсации дополнительных расходов украинского оператора.

«Основания для ведения споров наверняка прописаны в контрактах «Транснефти» и «Укртранснафты», являющейся оператором украинского участка нефтепровода «Дружба». Обычно стороны изначально договариваются об условиях компенсации на случай поставки некачественного сырья. Осталось только понять, кто является заказчиком операций «Укртранснафты» по откачке некондиционной хлорированной нефти и дальнейшей закачки нормального сырья.

Если заказчиком выступает «Транснефть», тогда здесь должно быть дополнительное соглашение, которое конкретизирует кто, когда и за что выплачивает. Но украинская компания заявляет не о какой-то компенсации убытков, как это делает Белоруссия, а просто желает получить деньги за дополнительные операции. Можно предположить, что украинский оператор по запросу российских компаний откачивает нефть с высоким содержанием хлора в какие-то емкости, а дальше уже прокачивает чистую нефть», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Игорь Юшков.

Впервые о необходимости задействовать «компенсационные механизмы» заговорили в Белоруссии после того, как «Белнефтехим» пожаловался на резкое ухудшение качества экспортной смеси Urals, поступающей по нефтепроводу из России. Отдельные пробы якобы показывали превышение допустимой нормы некоторых компонентов в 100 раз. 

Впоследствии на Мозырском НПЗ, считающимся одним из двух крупнейших нефтеперерабатывающих госпредприятий Белоруссии, сообщили о выходе из строя дорогостоящего оборудовании, связав поломку с качеством российской нефти. Президент Белоруссии Александр Лукашенко впоследствии оценил недополученную прибыль в «сотни миллиардов долларов». 

Вытеснение некондиционной нефти из нефтепровода "Дружба"

Комментируя перспективы компенсации, директор Центр изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин отметил, что все условия поставок нефти четко прописаны в соответствующих контрактах России и Белоруссии. По словам эксперта, контракты двух стран регулируют не только транзит, но и поставки нефтепродуктов на белорусские НПЗ.

Что касается украинской части нефтепровода «Дружба», то по состоянию на 14 мая в нем остается около 350 тысяч тонн загрязненной нефти. По словам Гавриленко, «Укртранснафта» будет перекачивать эту нефть в Венгрию и Словакию в течение еще четырех-шести месяцев. Днем ранее в Братиславе российская «Транснефть», венгерская Группа MOL, словацкая Transpetrol и «Укртранснафта» рассмотрели вопросы компенсации дополнительных расходов на проведение нестандартных работ, связанных с вытеснением некондиционной нефти с нефтепровода «Дружба».

«Венгерская группа MOL ранее уже заявляла, что к ней поступает нефть нормального качества. Соответственно некачественная нефть уже откачана в какие-то хранилища, и за ее хранение там кто-то должен будет платить. В разбирательстве с Украиной речь идет именно об этом, а не о каких-то штрафах, поэтому и денег российским компаниям здесь много тратить не придется.

Постепенно хлорированную некачественную нефть «Укртранснафта» будет добавлять в общий поток. При этом она четко будет отслеживать, чтобы концентрация была  не критичной, и не приводила к поломкам на НПЗ. Постепенно объем хранения нефть продолжит уменьшаться, а вслед за ними и размер выплат.

Единственное, за что могут зацепиться Венгрия и Словакия, чтобы потребовать компенсации - это не вовремя поставленная нефть. Но подобные претензии они будут предъявлять уже к поставщикам, а не к операторам нефтепроводов. В «Роснефти» в свою очередь уже заявили, что если Польша или кто-либо еще выставит им иск за не вовремя поставленную нефть, они перенаправят его «Транснефти». Вероятно, в будущем нас еще ждет карусель исков», - резюмирует Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 15.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики