Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У "Нафтогаза" остался последний "козырь" для газовых переговоров с Россией в июне

У "Нафтогаза" остался последний "козырь" для газовых переговоров с Россией в июне

Возможные газовые переговоры "Нафтогаза" с Россией в июне будут крайне напряженными – у Украины слишком мало козырей для победы. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

"Газовые переговоры России и Украины неизбежно состоятся уже летом – дальше оттягивать их нельзя. Ведь текущие договоренности истекают в декабре этого года, а в продолжении транзита по украинской территории заинтересованы и Москва, и Киев. Однако позиции, с которыми стороны придут на обсуждение этого вопроса, кардинально разные. Украинская сторона настаивает, что Россия должна прокачивать по ее территории значительные объемы газа – ради денег и содержания газотранспортной системы.

России такие объемы прокачки по территории соседней страны за свой счет уже просто не нужны. Максимум, что в 2022 году Москва намерена транспортировать по Украине – 10-15 млрд кубов газа ежегодно. Для Киева это огромные финансовые потери, но на переговорах у него будет козырь: обходные газопроводы России в Европу еще не готовы. Потому украинская сторона постарается выдавить максимум из своего крайне невыгодного положения", - отмечает специалист.

Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев допустил возможность продления сотрудничества с российским "Газпромом" после 2019 года. "Российская сторона официально сообщила, что будет говорить только после того, как новый президент вступит в должность и состоится разговор между господином Зеленским и господином Путиным. Мы ожидаем этого события. Думаю, возможно, эти переговоры возобновятся в июне", - отметил Коболев. Текущие договоренности действуют лишь до 31 декабря 2019-го.

"Россия тоже придет на переговоры с определенными планами. Очевидно, что европейцы не в восторге от ситуации по газу, которая сложилась между РФ и Украиной, включая решение Стокгольмского арбитража, неожиданно и вопреки логике вставшего на сторону Киева и присудивший России миллиардные выплаты. Европейцам важно одно: получать нужные объемы газа из России вовремя и по приемлемым ценам. Именно поэтому переговоры Москвы и Киева пройдут в трехстороннем формате – с участием ЕС.

Вполне ожидаемо, что европейцы будут давить на украинскую стороны в попытке приблизить достижение компромисса. А именно – попытаются добиться от Киева снижения требуемых к прокачке объемов. В идеале – до уровня, которого требует Москва. Пока не понятно, чем на таких стартовых позициях переговоры могут завершиться, однако заранее ясно: диалог будет непростым. Стороны не смогут прийти к взаимовыгодному решению за день – процесс будет напоминать перетягивание каната", - подчеркивает эксперт.

Ключевая ошибка Киева

Замминистра энергетики России Анатолий Яновский заявил: Россия по-прежнему заинтересована в дальнейшем использовании газотранспортной системы Украины после 2019 года, однако текущие предложения партнеров по фиксации объемов и сроков будущего транзита российского газа через украинскую территорию вызывают недоумение. По словам чиновника, они противоречат третьему энергопакету газовых законов ЕС. 

По его словам, в ЕС требуют распределять газотранспортные мощности по результатам аукционов, в которых могут участвовать все заинтересованные лица, определяющие, какой объем мощности и на какой срок им нужен. "Ни одного такого аукциона на Украине никогда не объявлялось и непонятно, будет ли объявлено в ближайшее время", - сказал Яновский. И добавил: Россия заинтересована в сотрудничестве "на приемлемых для нас экономических условиях и в полном соответствии с нормами международного права".

"Вопрос аукционов здесь вторичен – в данном случае этот вопрос можно обойти за ненадобностью. Ведь по проложенным из РФ в Германию трубам по Украине поставляться газ может только один игрок – Россия, конкурентов просто нет. Такими маневрами Москва, на мой взгляд, лишь готовит себе определенную площадку для будущих переговоров. Суть вопроса проста: у Украины не будет денег, чтобы содержать газотранспортную систему в рабочем состоянии при минимальном транзите из России.

Но и Европа, и Москва понимают: это проблема самой Украины. В свое время РФ предлагала Киеву передать газотранспортную систему вместе с заботами о ее состоянии. Украинская сторона ответила взрывом возмущения – мол, "труба" является национальным достоянием и гарантией суверенитета. После этого Россия начала работу по прокладке газопроводов в обход Украины и теперь эта "труба" просто обесценилась из-за плохого технического состояния и появления альтернатив.

Белоруссия на аналогичное предложение Москвы передала свои газопроводы и сейчас получает неплохие дивиденды при отсутствии вложений. То есть Киев в свое время сделал ключевую ошибку и за нее неминуемо придется расплатиться. На предстоящих переговорах компромисс будет найден, Украину просто "продавят". И жителям этой страны все же придется признать: в перспективе государство может остаться вовсе без газового транзита, так как козырей у Киева для торга просто нет", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 16.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики