Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый маневр и нефтепереработка: последствия уже видны

Налоговый маневр и нефтепереработка: последствия уже видны

Остановился Антипинский НПЗ, а «Роснефть» заявила об исключении из своей инвестпрограммы Восточной нефтехимической компании

Накануне, 16 мая, остановился Антипинский НПЗ в Тюмени. Одна из причин — налоговая реформа. Она может помешать и строительству дальневосточного завода «Роснефти». По крайней мере, об этом заявили в корпорации. Минфин «Роснефти» ответил.

Сначала «Роснефть» заявила, что исключает Восточную нефтехимическую компанию (ВНХК) из своей инвестпрограммы. Причина — фискальная политика, то есть налоговый маневр и повышение акцизов. Власти обнуляют экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и одновременно повышают налог на добычу нефти.

Сырье для перерабатывающих заводов дорожает, и это снижает их рентабельность. Соответственно, у строительства дальневосточного завода пропадает экономический смысл. Хотя планы были грандиозные: огромное предприятие, которое будет обеспечивать топливом Дальний Восток, экспорт продукции в Китай и другие азиатские страны и, конечно, рабочие места, социальная инфраструктура. 

И вообще, за нефтехимией будущее. Для примера: недавно саудовская госкорпорация Saudi Aramco впервые в истории раскрыла отчетность. Значительный доход ей как раз принесла нефтехимия. Генеральный директор компании «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев напоминает, что на Дальнем Востоке «Роснефть» еще и строит судоверфь «Звезда». И судам, которые там будут строить, понадобится продукция завода:

«Большое, тяжелое судостроение, которое создается сейчас на верфи «Звезда». Там предполагается строительство газовозов для перевозки сжиженного газа. Теплоизоляция для таких газовозов — это как раз продукция нефтехимии. В результате, чтобы построить серию таких газовозов, нужно гигантское количество нефтехимической продукции, а мы этот продукт иметь не будем, нам придется его закупать на внешних рынках».

Минфин ответил «Роснефти». Чиновники напомнили, что для нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний предусмотрены компенсации. Государство возвращает им часть уплаченных налогов, и ВНХК, конечно, не станет исключением. Газета «Ведомости»со ссылкой на федерального чиновника написала, что рентабельность ВНХК может составить 15-20%.

Впрочем, в «Роснефти», ссылаясь на экспертов, сообщают, что, по последним подсчетам, доходность на вложенный капитал уже отрицательная. О полемики корпорации и правительства говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Роснефть», конечно, будет пытаться вернуть этот проект к жизни, и само закрытие этого проекта является элементом шантажа и торга. Идея очень простая: давайте вернемся к этому проекту, поменяем условия, и он заживет и будет реализован, потому что там рабочие места, налоги и так далее. Хотя на самом деле ситуация в налоговой отрасли, безусловно, варварская и драматичная, она лишает отрасль перспективы».

Есть уже живые свидетельства того, как налоговая реформа отражается на нефтепереработке. Остановился Антипинский НПЗ в Тюмени, крупнейшее частное нефтеперерабатывающее предприятие страны. Одна из причин — подорожавшее сырье и обязательства поставлять топливо на внутренний рынок.

Правда, у завода есть еще и долг перед Сбербанком в 3 млрд долларов, но это действующее предприятие. А проект ВНХК еще не реализован, поэтому говорить, как на нем отразится налоговый маневр, наверное, преждевременно. Да и в «Роснефти» пообещали вернуться к проекту, но только если государство гарантирует стабильные фискальные условия. Особенно с учетом, что за последние несколько лет власти приняли около 50 поправок, касающихся нефтепереработки. 

Источник: BFM.RU, 17.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики