Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Расплата за «Дружбу»: какова будет цена «грязной» нефти для России

Расплата за «Дружбу»: какова будет цена «грязной» нефти для России

Инцидент с некачественной нефтью, поступившей в Европу по российскому трубопроводу «Дружба», несет как экономические, так и репутационные риски для России и непосредственно для компании «Транснефть», которая отвечает за прокачку нефти. Однако эксперты, опрошенные EADaily, сомневаются, что инцидент может оказать серьезное влияние на рынок.

По мнению главного стратега УНИВЕР Капитал Дмитрия Александрова, «крайне маловероятен отказ, даже частичный, от нефти из России или от нефти из России по трубопроводному каналу из-за такого инцидента». Однако эксперт не исключает, что «как инструмент в словесной войне против российских энергоносителей на европейском рынке случай и может быть использован».

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков уверен, что как только пойдет качественная нефть, европейские потребители будут ее закупать, как и прежде. «Нефтяная отрасль менее политизирована, чем газовая, — сказал он в комментарии Центру энергетической экспертизы. — В газовой отрасли похожий инцидент действительно привел бы к тому, что потребители стали бы искать альтернативных поставщиков. А в нефтяной — ценовые показатели превалируют».

С тем, что Россия не потеряет долю на рынке нефти, согласен и замдиректора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков. Он отмечает, что «контрагенты потребуют у российских компаний компенсации, а те, в свою очередь, — у «Транснефти». Однако оценить объем требований на сегодня трудно, так как все зависит от условий контрактов.

«Единственное, что после истории с „грязной“ нефтью контрагенты могут потребовать внести новый пункт в контракты, который бы учитывал последствия возможного повторения ситуации», — говорит Танурков.

По мнению начальника отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарека Авакяна, инцидент с нефтепроводом «Дружба» исключительно технический и должен решаться в рабочем порядке. Если партнерам удастся договориться о компенсациях и быстро восстановить работу по перекачке сырья, то серьезных потерь для российской компании не ожидается.

«Прямые финансовые потери при таком сценарии для „Транснефти“ составят не более 20 млрд рублей, а потери российской экономики будут примерно вдвое выше, — считает он. — Имиджевые потери со временем сойдут на нет и не будут влиять на отношения с контрагентами. Однако если переговоры зайдут в тупик или вовсе произойдет конфликт между партнерами, то […] репутационные и имиджевые риски для „Транснефти“ будут куда более существенными».

По мнению эксперта, крайне важно разрешить назревший инцидент «быстро и без серьезных конфликтов, исключительно в рабочем ключе».

Несмотря на то, что в начале мая Кремль заявлял, что не винит руководство «Транснефти» в ситуации с загрязнением нефтепровода «Дружба», на рынке продолжают циркулировать слухи о возможной отставке президента ПАО «Транснефть» Николая Токарева. Одним из претендентов на пост главы компании называют бывшего замминистра энергетики РФ Кирилла Молодцова, который сейчас занимает пост помощника руководителя администрации президента РФ. В числе кандидатов также называют министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и главу «Зарубежнефти» Сергея Кудряшова.

Что же касается оценки ущерба, то с суммами участники процесса до сих пор не определились. Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас говорит, что республике необходимо около месяца, чтобы определиться с цифрами. Правда, президент Александр Лукашенко уже обозначил ущерб «сотнями миллионами долларов» и выразил надежду, что российская сторона не будет оспаривать сумму компенсации. Казахстан намерен требовать компенсации от «Транснефти» за загрязненную нефть, но пока тоже не конкретизировал сумму. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что российские компании должны нести финансовую ответственность за ошибки, связанные с загрязненной нефтью. Однако и в этом случае сумма претензий не озвучена.

В середине мая министр энергетики России Александр Новак отмечал, что общий ущерб от загрязнения нефти в трубопроводе может составить не более $ 100 млн.

Источник: EADaily, 22.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики