Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин подорожает вопреки обещаниям властей: независимые АЗС выступили с ультиматумом

Бензин подорожает вопреки обещаниям властей: независимые АЗС выступили с ультиматумом

Стоимость литра Аи-95 может перевалить за 55 рублей

Несмотря на заключенное между государством и нефтяниками соглашение о заморозке цен на бензин до середины года, оптовая стоимость горючего за последний месяц выросла на 19–23%. Независимые торговцы предупредили правительство, что скоро такой же скачок стоимости произойдет в розничном сегменте. Чиновники не спешат бить тревогу: они уверены, что спасительным кругом станет обещание добывающих компаний не повышать цены до 1 июля. Однако всего через месяц, когда срок соглашения истечет, правительству придется снова убеждать нефтяников в необходимости его продления. 

С предупреждением о возможном росте цен на топливо к вице-премьеру Дмитрию Козаку обратились Независимый топливный союз и Российский топливный союз, объединяющие трейдеров и владельцев независимых АЗС.

Они обратили внимание, что с середины апреля по середину мая оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже на самые востребованные марки бензина выросли на 19–23%. В ряде областей вслед за оптом повысились и розничные тарифы: на некоторых заправках, например, Саратовской области стоимость Аи-92 и Аи-95 повысилась на 10–11%. Если чиновники оперативно не вмещаются в ситуацию, предупреждают независимые ритейлеры, повышение цен распространится на весь розничный топливный сектор.

Предупрежден — значит, вооружен. Однако российское правительство обновлять свой арсенал «боеприпасов», предназначенных для борьбы с бесконтрольным ростом стоимости бензина, не спешит. В начале апреля правительство и нефтяники заключили новое соглашение о заморозке цен, которое будет действовать до 1 июля. Иными словами, власть вернулась к самому проверенному и эффективному инструменту регулирования топливного рынка — ручному управлению.

Теперь чиновники уверены, что с головной болью, вызванной скачущими тарифами на АЗС, они не столкнутся, по крайней мере, еще месяц. Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, ответственный в кабмине за ТЭК, биржевые цены на бензин внутри страны взлетели вслед за котировками на углеводороды на мировом рынке. Также подорожание топлива в оптовом сегменте на 20% за месяц чиновники объясняют сезонным увеличением спроса на нефтепродукты. Они уверены, что удорожание в опте не приведет к скачку цен в рознице.

Столь же хладнокровно настроены и в Федеральной антимонопольной службе, в числе прочих ответственной за ценовую стабильность на топливном рынке страны: там считают, что рост цен на топливо не превысит уровень инфляции. «Повода для паники нет. Мы выходим в период высокого спроса и будем мониторить ситуацию. В случае чего применим меры антимонопольного реагирования», — обещает начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

Объяснения представителей правительства отчасти справедливы. В середине апреля баррель укрепился до $75, что произошло впервые за полгода, но к началу мая его стоимость упала ниже $70. Розничные цены на бензин, в свою очередь, превысив в этом году отметку в 46 рублей за литр, снижаться не собираются. Если негативный прогноз независимых торговцев горючим сбудется, то к концу года стоимость литра Аи-95 рискует оказаться выше уровня в 55–57 рублей.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, в течение июня отечественный топливный рынок вновь окажется в эпицентре противостояния крупных добывающих компаний, перерабатывающих заводов, которые диктуют оптовые расценки на нефтепродукты, и представителей надзорных ведомств.

В качестве премии за стабилизацию внутренней стоимости топлива нефтяники, скорее всего, потребуют повысить компенсацию за увеличение поставок горючего на отечественный рынок с 200 млрд, как это было в прошлом году, до 450 млрд рублей. В результате правительству придется выбирать: либо идти на дополнительные преференции нефтяным компаниям, и так получающим миллиарды чистой прибыли, либо повысить сборы с топливного сектора за счет кармана рядового потребителя. 

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 22.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики