Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Вслед за Антипинским заводом могут закрыться и другие независимые НПЗ

С. Митрахович: Вслед за Антипинским заводом могут закрыться и другие независимые НПЗ

В конце апреля стало известно, что Антипинский НПЗ направит в Арбитражный суд Тюменской области заявление о признании компании банкротом. Основным кредитором НПЗ является Сбербанк, который ищет покупателей на актив. Накануне, основной кредитор завода, воспользовавшись правом взыскания залога, забрал 80% акций завода.

О готовности купить Антипинский НПЗ выступили сразу несколько компаний: загадочная «Сибнефтегазпереработка», совладелец группы «Сафмар» Михаил Гуцериев, а также нефтегазовая азербайджанская компания SOCAR.

О том, как отразится история с АНПЗ на рынке России, не станет ли данная ситуация первым сигналом к сложным временам независимых переработчиков вследствие налоговых маневров правительства, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Ситуация с АНПЗ возникла в результате специфики российской государственной политики в вопросах налогообложения нефтегазовой отрасли, а конкретно сегмента нефтепереработки. Также повлияла государственная политика по сдерживанию роста цен на моторное топливо для конечных потребителей.

Антипинский НПЗ - это ярчайший пример того, как независимая нефтепереработка не способна выжить в  условиях повышения налогового давления на компании. Здесь я имею ввиду налоговый маневр. Также, заводы не способны продавать по высокой цене бензин из-за заморозки цен, которые организовал вице-премьер Дмитрий Козак. Это, как раз таки, не дает возможности работать себе в прибыль, лишь только в «ноль». 

Более того, если бы этот завод принадлежал ВИНКам, то его, как и все остальные, субсидировали бы за счет экспорта нефти. Так делают все компании - Роснефть, «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и т.д. Потому что по-другому обеспечить бесперебойную работу НПЗ невозможно.

У независимых нефтепереработчиков нет другого сегмента бизнеса, который позволил бы поддерживать производство. НПЗ сам, по сути, считается отдельным сегментом бизнеса. Как в Америке, где есть отдельные заводы, так и Антипинский НПЗ, в своем роде, маленькая модель Америки внутри России. Но, к сожалению, он не выжил. Кстати, ему не помогло даже наличие Сбербанка в качестве кредитора, и то, что банк вводил своих менеджеров в руководство завода. Также не помог сокурсник Путина - профессор Николай Егоров, который был совладельцем. Независимо от всего этого, НПЗ достиг ситуации, когда у него $3 млрд долгов, покрыть которые никак не получается.

Сейчас рассматривается довольно интересный вариант - проект сделки может реанимироваться с помощью компании SOCAR. Она предлагает выкупить у Сбербанка Антипинский НПЗ. Азербайджанские инвестиции могут способствовать налаживанию ситуации, хотя бы с точки зрения поступления нефтепродуктов на завод, обеспечения рабочих мест. Стоит отметить, что сейчас на заводе трудоустроено минимум 2 тыс. человек, не говоря уже о различных компаниях-подрядчиках, которые также остаются без работы.

Но, следует понимать, что и для азербайджанцев ситуация не будет сильно легкая. Возможно, эта инвестиция имеет политическое значение. Азербайджан активно борется за симпатии российского руководства в плане вопросов Нагорного Карабаха.  Покупка завода может стать шагом, который должен помочь нашей власти переосмыслить ситуацию с Азербайджаном в лучшую сторону.

Вот только как SOCAR будет зарабатывать на нем, мне пока не понятно. Возможно, они ждут отмены заморозок на нефтепродукты.

Ситуация все же сложная,  миллиарды долгов никуда не исчезнут. Я надеюсь, что сделка с азербайджанцами произойдет и ситуация будет улучшаться.

Сомнительно, что в России выкупать завод кто-то захочет.

Кто согласится взять на себя многомиллиардные долги? Конечно, теоретически возможно, что какая-то  нефтяная компания захочет увеличить свой бизнес.  Но сейчас, все больше крепнет уверенность в том, что ВИНКи, с учетом поставок внутри России, считают НПЗ уже такой нагрузкой, от которой вообще придется избавляться. 

В долгосрочном плане рассчитывать на то, что независимая российская нефтепереработка, не входящая в ВИНКи, в условиях текущей налоговой политики, сможет активно  развиваться – у меня такой надежды нет. Более того, я предполагаю, что это будет нам  уроком.  Крупные нефтяные компании, которые владеют НПЗ, тоже не могут вечно субсидировать сегмент бизнеса. Переработка нефти и поставки ее на внутренний рынок в России по определению будет убыточна. Это сравнимо с Газпромом, который поставляет газ потребителям. Он вынужден это делать по регулируемым ценам в рамках социальной нагрузки. Возможен и такой исход, что ситуация с бензином будет схожа.

Пока же есть  риск, что вслед за АНПЗ и другие заводы могут закрыться или не будут проходить вовремя модернизацию. Это приведет к ухудшению качества топлива. Будем надеется, что этого не произойдет, а опыт Антипинского завода заставит российские власти переосмыслить свою политику в этом вопросе. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 24.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики