Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Развитие отношений с Узбекистаном даст РФ контроль над поставками газа в Китай

Развитие отношений с Узбекистаном даст РФ контроль над поставками газа в Китай

По целому ряду причин энергетическое сотрудничество с Узбекистаном крайне интересно России – считает эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Россия развивает сотрудничество со странами Центральной Азии

Дело в том, что появилась информация, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет в Ташкенте встречу со своим коллегой Абдуллой Ариповым, причем ее предметом станут переговоры по энергетике, промышленности, транспорту и многим другим вопросам.

Отметим, что после прихода к власти в Узбекистане нового президента Шавката Мирзиёева усилился переговорный процесс по торгово-экономическому сотрудничеству между Москвой и Ташкентом. Например, это соглашение по строительству Навойской АЭС.

Данный проект, полная реализация которого запланирована на 2028 год, должен дать Узбекистану доступную энергию, без которой в этой стране невозможно развивать промышленность. Это необходимо для страны, чье население с 1991 года увеличилось где-то на треть.

Естественно, здесь есть и проекты по другим энергетическим направлениям, поскольку Россия может предоставить Узбекистану свои технологии и инвестиции, которые нужны узбекской энергетике. Например, Узбекистан является третьей страной в СНГ по добыче природного газа с суммарным объемом в 63-65 млрд кубов в год, а также крупнейшим производителем каменного угля. 

И здесь нужно прийти к однозначному выводу, что энергетика и смежная с нею легкая и тяжелая промышленности являются основным направлением сотрудничества России, как с Узбекистаном, так и с другими среднеазиатскими республиками бывшего СССР.

«Тут присутствует фактор советского наследия. У нас до сих пор сохраняются очень большие связи с этими государствами. Впрочем, в этом вопросе также присутствует элемент новизны, поскольку Россия пытается сковать в Средней Азии значительные объемы газа, чтобы они не пошли на европейский и китайский рынки. Для этого мы раньше и покупали большие объемы газа у Туркменистана», - констатирует Юшков.

Здесь необходимо заметить, что Туркменистан является одним из крупнейших государств в мире по запасам газа, поэтому в Евросоюзе давно есть проекты по транзиту туркменского газа в страны старого континента через акваторию Каспийского и Черного морей.

Во многом по этой причине так тяжело шли переговоры по соглашению по Каспийскому морю, поскольку наша страна не хотела допускать, чтобы данная акватория получила статус моря, ведь этого могло принести последствия – например, открыло бы дорогу для морского газопровода. 

«Впрочем, в Китай туркменский газ все равно пошел, и сейчас мы работаем по этому направлению с Казахстаном. Здесь много тонкостей – например, мы совсем недавно снова возобновили закупки газа у Туркменистана, поскольку там экономический кризис, что может привести к дестабилизации ситуации в этой стране и перекидыванию туда радикальных настроений из Афганистана», - резюмирует Юшков.

Данный фактор играет роль и в нашем сотрудничестве с Узбекистаном, поскольку очевидно, что без развития национальной экономики данной стране нельзя будет решить большинство внутренних проблем, а этого Ташкент не сможет сделать без помощи Москвы.

Россия хочет контролировать газовые поставки в Китай

Ведь это на сегодня самая большая по населению страна Центральной Азии, и если Ташкент не сможет купировать свои экономические проблемы, то это автоматически создаст почву для активизации исламистов, которые имеют прочные позиции в этом регионе.

Таким образом, мы здесь решаем очень много вопросов – во-первых, развиваем наши торгово-экономические связи и купируем здесь рост влияния китайского капитала, а, во-вторых, решаем свои геополитические задачи по борьбе с геополитическими угрозами. 

«Ведь туркменский газ нам совсем не нужен. Мы свое сырье не знаем, куда продать, поэтому все эти энергетические отношения со Средней Азией носят для России не экономический, а политический характер, хотя с Узбекистаном все обстоит иначе», - констатирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, Россия хочет войти в Узбекистан и развивать в этой стране, как добычу, так и потребление газа. Это должно привести к укреплению сотрудничества между нашими странами вместе с созданием, своего рода, единого энергетического рынка.

«Это нужно для того, чтобы контролировать узбекские газовые объемы и понимать, куда они могут дальше пойти из этой страны. Ведь главная задача «Газпрома» в данном регионе заключается в том, чтобы подписать новый газовый контракт с Китаем», - заключает Юшков.

Здесь имеется в виду так называемый западный газовый маршрут, по которому газ сегодня идет в Китай из среднеазиатских республик. Так что, в этом вопросе идет большая игра, а задачей Медведева в Ташкенте будет поиск взаимовыгодных условий для сотрудничества. 

«Соответственно, в этих переговорах с Узбекистаном российское руководство преследует, как политическую, так и экономическую логику. Впрочем, здесь многое будет зависеть от дальнейшего поведения китайской стороны», - резюмирует Юшков.

Просто всему этому может помешать явное стремление Китая диверсифицировать газовые поставки в регионе Центральной Азии.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 27.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики