Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Только политическая воля может удешевить бензин в Крыму

Только политическая воля может удешевить бензин в Крыму

Чем хуже в Крыму, тем сильнее уменьшается эффект присоединения к России. И это позволит Украине играть на ухудшении ситуации в регионе.

Несмотря на неоднократные обращения руководства Крыма к федеральному центру с просьбами повлиять на стоимость горючего в регионе, цены на топливо здесь по-прежнему остаются самыми высокими в России.

В наступающем курортном сезоне проблема может обостриться до предела, если сбудутся прогнозы о скором очередном подорожании бензина. По мнению экспертов, механизм снижения стоимости горючего для Крыма и Севастополя, действительно, должен вырабатываться на федеральном уровне, но для этого местные власти должны занимать куда более активную и публичную позицию. Представители же федеральных властей не имеют однозначного ответа на вопрос о том, когда в Крыму подешевеет бензин.

Абсолютные лидеры с хвоста

Весеннее снижение цен на горючее в России не обошло стороной Крым, о чем ещё в конце апреля сообщила на пресс-конференции в Симферополе замруководителя управления Росстата по Крыму и Севастополю Наталья Григорь. Независимые источники данных о стоимости топлива, консолидирующие информацию разных сетей АЗС, подтверждают, что в последние три месяца цены на бензин и дизельное топливо в Крыму снизились, хотя это совершенно не компенсировало их рост за последний год.

Но не успели автомобилисты хоть немного вздохнуть облегчённо, как над топливным рынком нависла новая угроза резкого скачка цен. Об этих рисках на днях сообщил Независимый топливный союз (НТС), который объединяет 38 игроков рынка нефтепродуктов, не связанных с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Как пояснили представители ассоциации, с 15 апреля по 15 мая оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (АО «СПбМТСБ») выросли на 23% на бензин марки REGULAR (АИ-92) и на 18,5% на PREMIUM (АИ-95); цена на летнее дизельное топливо за этот период выросла на 2,5%.

«С некоторым лагом оптовые цены транслируются в мелкий опт… В условиях высокого сезона следует прогнозировать дальнейший рост оптовых и мелкооптовых цен. Цены региональных сбытов ВИНК повышаются практически ежедневно. Такая динамика характерна для всех регионов РФ», — сказано в релизе НТС.

По мнению президента ассоциации Павла Баженова, у властей для принятия срочных оперативных мер совместно с участниками рынка есть буквально месяц. Иначе, предупреждает он, ситуация может выйти из-под контроля, что чревато значительными социально-экономическими потрясениями для граждан.

Последствия очередного скачка цен на топливо для Крыма будут исключительно негативными, если не деструктивными. По последним данным портала Fuelprices.ru, Крым занимает 77-е место среди всех регионов России по стоимости дизельного топлива, 79-е место по цене на бензин АИ-98, 80-е — по цене на АИ-92, 81-е — на АИ-95. Хуже — только дальневосточные и северные регионы, куда горючее завозится танкерами.

Особенно вопиюще цены на горючее в Крыму выглядят на фоне ближайшего соседа — Краснодарского края, где топливо также далеко не самое дешевое, несмотря на наличие нескольких нефтеперерабатывающих заводов.

Зияющий разрыв в цене не сократился и после открытия Крымского моста, что упростило поставки топлива на полуостров, а к этому ещё нужно добавить существенную разницу в доходах жителей регионов.

По оценке РИА «Рейтинг», в прошлом году Крым занимал 81-е место в России по уровню доступности топлива — его среднестатистический житель на свою «чистую» зарплату мог купить всего 533 литра бензина АИ-92. Севастополь в этом рейтинге оказался несколько выше — 71-е место (565 литров). Для сравнения, в Краснодарском крае, оказавшемся на 44-м месте, этот показатель был равен 671 литру. При этом Крым и Севастополь ещё и оказались в числе регионов, где цена на бензин в течение года выросла больше всего — соответственно на 13,7% и 13,9%. Более значительный рост наблюдался только в двух регионах — Республике Алтай и Чечне.

Виноваты не ВИНКи?

Главной причиной дороговизны горючего в Крыму чаще всего называется то обстоятельство, что за пять лет с момента присоединения к России на полуострове так и не появились крупнейшие российские сети АЗС, принадлежащие тем самым ВИНКам. Топливная розница Крыма полностью поделена между местными операторами, крупнейшие из которых — сети ATAN и «ТЭС» — сформировались ещё в украинский период и сейчас контролируют основную долю рынка. Принципиально изменилось лишь то, что крымские сети АЗС теперь закупают на материке бензин российского производства, однако на цену для конечного потребителя это не влияет.

«Заходить в Крым напрямую ни одна ВИНК не хочет и будет от этого всячески отбиваться, поскольку для ВИНК открытие в Крыму своих сетей АЗС или официальные оптовые поставки на полуостров равнозначны введению против них санкций. Сейчас отгрузка горючего в Крым происходит по многоступенчатой схеме: компании-посредники закупают топливо по оптовым ценам у производителей, например, в Краснодарском крае, после чего оно доставляется в Крым и реализуется на местных АЗС.

Поставщик горючего в данном случае не несёт никакой ответственности за то, как им распорядится покупатель — цена в оптовом звене для всех одинаковая, поэтому формального повода для санкций нет. Но стоимость доставки горючего и маржа посредников приводят к тому, что розничная цена топлива в Крыму существенно выше, чем на материке», — поясняет специфику ценообразования ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Рассчитывать на то, что ВИНКи придут в Крым со своими сетями АЗС в обозримом будущем, точно не стоит — аналогичная ситуация и с крупнейшими российскими банками, которые открыто не ведут бизнес в Крыму, опасаясь санкций. Реалистичное понимание этого у крымских властей, как представляется, уже постепенно сложилось. Поэтому в качестве механизма снижения цен на горючее ими предлагается создание отдельной схемы поставки топлива в обход биржевых торгов.

Впервые эта идея публично прозвучала год назад, после очередного скачка цен на топливо, который сильнее всего ударил именно по Крыму. В середине прошлого июня глава Крыма Сергей Аксёнов на селекторном совещании с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком попросил закрепить за Крымом «какую-то вертикально интегрированную компанию», которая могла бы работать напрямую с крымскими трейдерами горючего. Комментируя это предложение, Козак сообщил, что идея вызывает сомнения, причём для начала её нужно обсудить с самими нефтяными компаниями.

Вторично вопрос о поставках топлива в Крым в обход биржи Сергей Аксенов поставил в середине прошлого ноября — и опять это произошло после скачка стоимости топлива, который увенчался соглашением между правительством и нефтяниками о заморозке цен до марта 2019 года. На сей раз риторика Аксенова была более осторожной.

«Просто пытаемся найти генерального партнера, который без посредников поставлял бы нефтепродукты на территорию Республики Крым местным предпринимателям», — сообщил глава Крыма, предупредив о возможном дефиците топлива.

Внутренние же механизмы воздействия на стоимость нефтепродуктов у крымских властей отсутствуют, в чём они сами признаются вполне откровенно.

«У нас никаких рычагов воздействия на нефтетрейдеров нет, мы направляем запросы в ФАС и прокуратуру, они проверяют ценообразование. И если ФАС не находит завышения или картельного сговора, то и мы никаких мер принять не можем», — развёл руками Сергей Аксёнов, комментируя очередное повышение цен на горючее в прошлом сентябре.

Довольно долгое время в Крыму рассчитывали, что некое воздействие на ситуацию окажет открытие моста, однако иллюзии по этому поводу развеял сам глава Крыма, причём ещё до того, как по мосту было открыто грузовое движение.

«Бензовозами значительно снизить цену не получится, — сообщил Аксенов в начале прошлого октября. — Бензовозы сегодня комфортную ценовую политику не обеспечат. Только железнодорожными поставками. Как только железная дорога начнёт топливо возить, гарантирую, что будем пересчитывать цену каждого литра».

Обещанного три года ждут

Какое-то время власти Крыма ещё могут заявлять, что после открытия железнодорожной части моста стоимость доставки топлива из Краснодарского края станет ниже, хотя это не изменит саму схему принципиально, полагает Игорь Юшков. Тем не менее, по его мнению, предложение руководства Крыма создать особый механизм поставок топлива на полуостров в целом можно считать движением в правильном направлении.

«Системным решением была бы работа с Крымом через систему государственных запасов нефтепродуктов — само государство может скупать для собственных нужд топливо, а затем передавать его на реализацию в Крыму по низким ценам, что позволит исключить ВИНК из поставок в Крым, — рассуждает эксперт. — В России есть практика отгрузки топлива по фиксированным льготным ценам для сельхозпроизводителей в период посевной и уборочной кампаний. Теоретически то же самое можно сделать и для крымских нужд, но потребуется создавать какой-то механизм, чтобы западные регуляторы, прежде всего американские, не могли видеть всю цепочку продаж».

Вторым вариантом, по словам Юшкова, было бы появление в этой цепочке посредника, который сам уже находится под санкциями, например, структуры Ротенбергов, работающие в Крыму. Но и это решение также подразумевает механизм компенсации из бюджета, если этому посреднику горючее будет продаваться дешевле оптовой цены.

Так или иначе, цена вопроса для федерального бюджета не выглядит заоблачной. В 2017 году объём потребления бензина в Крыму составил 410 тысяч тонн — всего 1,5% от общероссийского объёма или 20-е место в региональном зачёте. По объёму потребления дизельного топлива Крым в 2017 году занимал 40-е место в стране (195 тысяч тонн), причём значительную долю в нём занимали потребности техники, задействованной на строительстве дорог и моста.

При этом потребление горючего в Крыму имеет выраженную сезонную специфику с пиком в летний сезон. Для тех, кто путешествуют на автомобиле, стоимость крымского горючего может оказаться серьёзным фактором в пользу других регионов. Многие из тех, кто едет в Крым на выходные, предпочитают под завязку заправляться на последних «российских» заправках на Тамани, на которых из-за этого летом скапливаются длинные очереди. Большие вопросы у гостей Крыма вызывает и качество топлива на местных АЗС. Ещё прошлой осенью замглавы Росстандарта Алексей Кулешов на заседании госкомиссии по контрафактной продукции заявлял, что Республика Крым и Хабаровский край — самые проблемные в России регионы по качеству автомобильного топлива.

В апреле в ходе Ялтинского международного экономического форума Дмитрий Козак заявил, что решения проблемы высоких цен на горючее в Крыму найдены и реализуются.

«Мы предприняли целый ряд мер. Не буду раскрывать детали, но мы нашли новые компании, которые будут поставлять топливо на Крымский полуостров», — сказал Козак.

Тогда же глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что его ведомство разрабатывает транспортно-логистическую схему поставок нефтепродуктов в Крым, в реализации этой задачи будут участвовать подведомственные структуры министерства, а премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил к 15 мая представить предложения по снижению цен на ГСМ в Крыму.

Эти заявления в очередной раз подогрели ожидания крымчан, однако реалистичную ноту уже внесли антимонопольщики. Несколько дней назад замруководителя ФАС Андрей Цариковский дал понять, что выравнивание цен на топливо в Крыму со средними по России произойдет ещё нескоро. Вот его дословное высказывание: «Я вижу эту динамику. Грубо говоря, три года заняло прохождение полпути, следовательно, аппроксимируя, примерно через года три будет универсализация <цен>. К этому времени будут закончены полностью дорожные ветки, запущены энергосистемы. Года через три это будет стандартный экономически регион».

Издержки попустительства

Эксперт нефтегазового рынка, преподаватель департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков убеждён, что вопрос цен на топливо в Крыму политический — и решать его надо только политически.

«Самостоятельно крымские власти решить вопрос со стоимостью горючего не могут, — рассуждает он. — Своей добычи и переработки нефти в Крыму нет, разработка месторождений нефти на шельфе — это пока очень отдалённая перспектива. Поэтому все основные решения по цене на топливо в Крыму должны приниматься на федеральном уровне. Именно федеральные власти должны озаботиться тем, чтобы создать комфортные условия для людей в регионе, который фактически находится на эксклавном положении. Конечно, должны быть объявлены преференции для компаний, поставляющих горючее в Крым».

Но и власти Крыма, продолжает Леонид Крутаков, со своей стороны, должны ставить вопрос о цене на топливо перед федералами серьёзно, настойчиво и жёстко, а не время от времени. В том числе потому, что проблема не ограничивается розничными ценами на АЗС — запасные энергогенераторы на случай отключения электричества в Крыму работают на дизельном топливе.

«Но пока крымским властям явно не хватает лоббистского ресурса, и это прискорбно, — констатирует эксперт. — Крым придал России огромную энергетику, но исчерпание этого ресурса несёт значительные риски. Чем хуже будет обстановка в Крыму, тем сильнее будет девальвирован эффект присоединения к России. Это лишь даст дополнительный рычаг Украине, чтобы играть на ухудшении ситуации в Крыму. Таких поводов давать нельзя — в Крыму должно быть лучше, чем в среднем в России. К тому же это не самый крупный регион, и потенциальные финансовые потери несравнимы с теми политическими приобретениями, которые Крым даёт всей стране».

Объём крымского рынка нефтепродуктов не настолько велик, чтобы пренебрегать вопросами безопасности, полагает Крутаков. Поэтому, по его мнению, власти Крыма должны бить во все колокола, регулярно поднимать проблему стоимости горючего в СМИ и других каналах коммуникации, а не останавливаться на периодических записках в адрес федерального правительства, где эти бумаги неизбежно утонут.

«Чтобы добиться результата, нужен очень обоснованный расчёт с указанием объёма рынка, потенциальных затрат и выгод. Этот доклад должен быть презентован широкой общественности, поскольку это не кабинетный вопрос, подлежащий кулуарному решению. Только в том случае, если информация о проблеме станет широкодоступной, правительство будет вынуждено ускорить её решение», — резюмирует эксперт.

О политическом характере проблемы говорит и Игорь Юшков.

«В конечном итоге, вопрос заключается не в объёме потребления нефтепродуктов в Крыму, а в дополнительном социальном напряжении. Стоимость горючего оказывает значительное влияние на восприятие людьми своего уровня жизни, и это действительно важно. Первоначально Крым планировалось сделать «витриной», чтобы Украина завидовала, но цены в Крыму значительно выросли, и высокая стоимость бензина автоматически закладывается в цены большинства продуктов», — отмечает Юшков.

Очевидно, что очередной скачок цен на топливо будет малоприятным сюрпризом и для Сергея Аксёнова, которому вскоре предстоит процедура утверждения главой Крыма на второй срок. Эффективное участие в решении вопроса с поставками горючего на полуостров может принести ему значительные политические дивиденды. Однако если прогнозируемое в ближайшие недели повышение цен произойдёт, ему, видимо, в очередной раз придётся признать, что повлиять на это власти Крыма не в силах.

Автор: Николай Проценко 

Источник: sevastopol.su, 27.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики