Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вопрос о расплате за грязную нефть не находит единого ответа

Вопрос о расплате за грязную нефть не находит единого ответа

Как трактовать заявления Минфина и оператора трубопровода «Дружба»

«Дружба» рассорила Минфин с «Транснефтью»: обсуждение механизма компенсации за некачественную нефть переросло в заочную перепалку между министром финансов Антоном Силуановым и представителем оператора трубопровода Игорем Деминым. Глава Минфина высказался резко против использования дивидендов госкомпании на эти цели, в итоге дело дошло до употребления неформатной лексики. Почему вопрос оказался столь болезненным для обеих сторон? И кто в итоге заплатит за грязную нефть? Выяснял Григорий Колганов.

Журналисты задали Антону Силуанову логичный вопрос — могут ли снизить порог дивидендов «Транснефти» из-за ситуации с «Дружбой»? Ответ министра, первого вице-премьера поразил эмоциональностью: «Чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти?». Ответ «Транснефти», в свою очередь, оказался не менее ярким: мы ведь потерпевшая сторона, недоумевал советник президента монополии Игорь Демин и вспомнил, как в 1997-м взорвали автомобиль замминистра финансов, и тогда никто не называл это «косяком в работе Минфина».

Наблюдая за перепалкой со стороны, гендиректор Ассоциации независимых нефтекомпаний «АссоНефть» Елена Корзун удивляется и уровню аргументации, и несвоевременности дискуссии: «Очень неприятно, что показали пальцами на небольшие компании. Очень много шума из этого. У нас есть верховенство закона, инцидентом занимается Следственный комитет.

Почему раньше всего мы делим деньги, когда еще не определен виновный?

Если выносят эту историю наружу, прежде чем это сделали правоохранительные органы, значит, что-то не так».

Действительно, окончательных выводов следствия по делу о загрязненной нефти еще нет, тем более не подсчитан итоговый ущерб от инцидента. Чем же вызвана столь эмоциональная реакция обеих сторон? Объясняет директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Антон Силуанов долгое время боролся за повышенную выплату дивидендов госкомпаниями. И если сейчас дать возможность использовать эти деньги таким образом, то тут же найдется куча желающих продолжить эту практику: на штрафы такие, на штрафы сякие, на инвестпрограммы и так далее. Тогда вся борьба Силуанова за дивиденды провалится. Между тем, "Транснефть" отреагировала еще более эмоционально, ведь для компании это история про судьбу ее президента Николая Токарева: как в итоге эту тему расценит глава государства Владимир Путин, и будут ли сделаны кадровые выводы».

Интересно, что ранее в «Транснефти» неоднократно подчеркивали, что компания не собирается просить правительство снизить размер дивидендов и вообще эту тему невольно вбросил в публичную плоскость профильный вице-премьер Дмитрий Козк, заявивший, что выплату компенсаций спишут в убытки госкомпании и учтут их при утверждении выплат акционерам.

При этом уже после эмоционального выпада «Транснефти» пресс-секретарь Антона Силуанова Андрей Лавров еще раз отметил: министр против перекладывания финансовой ответственности на бюджет, качество нефти в трубе — забота тех, кто ее поставляет, а не тех, кто платит налоги. Однако ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович сомневается, что Минфин в итоге сохранит свою позицию: «Антон Силуанов и раньше был против, например, льгот для "Роснефти" на налог на добычу полезных ископаемых для Самотлорского месторождения, но компания их получила. Вспомним историю с демпфером, который выплачивается как часть компенсации при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок вместо внешних. Министерство финансов тогда тоже занимало жесткую позицию, но, видимо, все-таки потихоньку будет уступать.

В любом случае, платить кому-то придется, и, скорее всего, это будет через "Транснефть" в итоге переложено на бюджет».

«Транснефть» почти целиком принадлежит Росимуществу, так что при любом исходе государству убытков не избежать. А раз так, может быть, чиновникам и госкомпаниям не перебрасываться «косяками», а наладить, наконец, поставки чистого сырья в Европу?

Ранее Владимир Путин встречался с Александром Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Однако, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, лидеры двух стран не обсуждали вопрос с трубопроводом «Дружба».

Авторы: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 30.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики