Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции к "Северному потоку-2" стали крайне болезненной темой для США и Европы

Санкции к "Северному потоку-2" стали крайне болезненной темой для США и Европы

Маас и Помпео в Германии ушли от ответов на вопросы о "Северном потоке-2" по понятным причинам – это крайне болезненная для США тема. Такое мнение в интервью ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Если американские и германские чиновники уходят от темы возможных санкций, то очевидно, что этот вопрос является для них крайне болезненным. Любая риторика в рамках подобных тем вызовет новый всплеск конфронтации и виток противостояния. Потому проще отказаться от любых высказываний по "больному" вопросу, чтобы впоследствии не пришлось урегулировать последствия неосторожно оброненных слов и неудачных формулировок. А тема "Северного потока-2" уже привела к противостоянию США и ЕС.

Ведь когда политики в США анонсируют санкции против совместного проекта России и Германии, они старательно замалчивают вопрос о том, как на такие шаги отреагируют в Европе. Ведь в проекте так или иначе задействованы компании десятков стран ЕС. Это не только крупные компании, принимающие участие в финансировании проекта. Немецкая фирма поставляет трубы для газопровода, финские – обеспечивают логистику, итальянская задействована в строительстве подводной части проекта", - отмечает аналитик.

Министр иностранных дел Германии Хайко Маас и госсекретарь США Майк Помпео ушли от ответов по существу на вопросы о "Северном потоке-2". Их настойчиво задавали европейские журналисты на пресс-конференции, прошедшей в дипломатической вилле "Борзиг" в ходе официального визита делегации США в Германию. Вопросы касались возможных санкций США против европейских участников проекта "Северный поток-2". "Мы не говорим о санкциях до тех пор, пока не введем их, к этому нечего добавить", – заявил Помпео.

"Как должны отреагировать европейские компании, если против них США введут санкции за сотрудничество с Россией? Конечно, негативно. Точно так же воспримут новые вызовы и европейские политики, которые должны защищать интересы бизнеса своих стран. Заявление американских чиновников на территории ЕС о санкциях будет, естественно, расценено в качестве недружественного шага со всеми проистекающими дипломатическими и политическими последствиями.

Именно поэтому в рамках акта о противодействии противникам Америки посредством санкций, который утвердили еще в 2017 году, ограничения к "Северному потоку-2" по сей день так и не введены. Такой шаг радикально поссорит Америку с Европой, и Вашингтон это хорошо понимает. В другие времена власти США могли бы рискнуть и развернуть такое противостояние, но в сегодняшних реалиях просто не могут себе ничего подобного позволить", - подчеркивает эксперт.

Призрачные санкции

21 мая министр энергетики США Рик Перри в Киеве заявил о намерении Вашингтона ввести санкции в отношении "Северного потока-2". В частности, под ограничения могут попасть европейские партнеры проекта российско-германского газопровода. В Кремле в ответ выразили уверенность, что трубопровод будет достроен и запущен в эксплуатацию. В МИД РФ при этом подчеркнули, что проект "Северный поток-2" носит коммерческий характер и отвечает интересам Европы. 

Во вторник президент Чехии Милош Земан заявил, что реализация проекта газопровода "Северный поток-2" соответствует национальным интересам страны, а у США нет причин выступать на эту тему. На днях глава австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зеле призвал Брюссель защищать любые компании, которым угрожают санкции со стороны Вашингтона за их участие в строительстве газопровода "Северный поток-2". Он счел, что Америка намерена навязывать ЕС собственное видение энергетической политики Европы.

"Сейчас Соединенные Штаты оказались в центре глобального противостояния. Помимо участия в санкционном конфликте с Россией, они ведут беспрецедентную по масштабам торговую войну с Китаем, которая постепенно выливается в борьбу за экономическое и технологическое доминирование в мире. Параллельно Вашингтон готовится к возможным военным конфликтам с Ираном и Венесуэлой. Позволить записать при этом в свои враги еще и Европу опасно даже для США.

При этом нужно понимать, что санкции в Штатах утверждает не Конгресс – парламент лишь разрабатывает и утверждает законопроекты. Вводит их в действие исполнительная власть, которая сейчас представлена в Америке в лице президента Дональда Трампа. А он сформировал для себя геополитическую картину, в которой Россия – не главный враг США. Таковыми он считает Китай и Иран, РФ же им воспринимается в качестве конкурента.

Потому серьезные санкции против "Северного потока-2" не будут введены, пока Штаты вынуждены воевать сразу на несколько фронтов и теряют союзников", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 31.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики