Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты

И. Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты

Минфин и Минэнерго почти полностью согласовали остававшийся неурегулированным вопрос с размером компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Предполагается, что платежи увеличатся в 2020–2021 годах на 30% к уровню, заложенному в бюджете, но все-таки будут ниже, чем в 2019 году. Дополнительные расходы бюджета полностью покроют увеличением НДПИ, а это говорит о том, что нефтяникам придется самим субсидировать переработку за счет добычи.

Так Минэнерго предложило, чтобы коэффициент в формуле демпфера на ближайшие два года составил 0,65 для дизтоплива и 0,68 для бензина. На второе полугодие 2019 года уже достигнута договоренность о том, что коэффициент составит 0,7 и 0,75 соответственно. В действующем бюджете заложен коэффициент 0,6 на 2019 год и 0,5 на 2020–2021 годы.

Изменения размера компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Ситуация на топливном рынке России обостряется. Вероятно, нефтяники намеренно актуализируют эту тему именно сейчас, так как вскоре состоится прямая линия президента и правительству не хотелось бы, чтобы разговор начался так же, как в 2018 году. А год назад первый же вопрос от людей касался причин существенного подорожания топлива. Тогда Путин по видеосвязи вызывал профильного вице-премьера Дмитрия Козака и министра энергетики Алексадра Новака, которым пришлось оправдываться.

Если в этом году  ситуация повторится, то вице-премьер и министр могут публично свалить все на первого заместителя председателя правительства РФ Антона Силуанова. Ведь именно Минфин был главным лоббистом налогового маневра, из-за которого и происходят сегодняшние процессы на топливном рынке.

Таким образом, нефтяные компании, по сути, угрожают правительству. Если Кабмин не выполнит свои обязательства, данные в начале года, и не повысит компаниям выплаты в рамках "депфирующей надбавки", тогда нефтяники откажутся выполнять договор с правительством - повысят цены на оптовом рынке и увеличат экспорт нефтепродуктов. Собственно об урегулировании данного конфликта и идет речь. Однако те параметры, которые предлагает Минфин - рост демпфера за счет роста НДПИ выглядят абсурдно.

Налоговый маневр и есть процесс повышения НДПИ и понижения экспортной пошлины. В результате нефть для НПЗ становится дороже и уже на выходе с завода нефтепродукты соответственно становятся дороже. А демпфер это выплата государства нефтяникам, чтобы они эти более дорогие нефтепродукты делали дешевле для внутреннего рынка. Поэтому дальнейший рост НДПИ приведет к необходимости повышения либо демпфертных выплат из бюджета нефтяникам, либо повышения цен на топливо на внутреннем рынке.

В итоге, я считаю, что вопрос стоит ставить еще шире. Зачем мы начали налоговый маневр, если он не приносит дополнительного дохода в бюджет, а порождает, лишь множество конфликтов?!  

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 31.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики