Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты

И. Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты

Минфин и Минэнерго почти полностью согласовали остававшийся неурегулированным вопрос с размером компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Предполагается, что платежи увеличатся в 2020–2021 годах на 30% к уровню, заложенному в бюджете, но все-таки будут ниже, чем в 2019 году. Дополнительные расходы бюджета полностью покроют увеличением НДПИ, а это говорит о том, что нефтяникам придется самим субсидировать переработку за счет добычи.

Так Минэнерго предложило, чтобы коэффициент в формуле демпфера на ближайшие два года составил 0,65 для дизтоплива и 0,68 для бензина. На второе полугодие 2019 года уже достигнута договоренность о том, что коэффициент составит 0,7 и 0,75 соответственно. В действующем бюджете заложен коэффициент 0,6 на 2019 год и 0,5 на 2020–2021 годы.

Изменения размера компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Ситуация на топливном рынке России обостряется. Вероятно, нефтяники намеренно актуализируют эту тему именно сейчас, так как вскоре состоится прямая линия президента и правительству не хотелось бы, чтобы разговор начался так же, как в 2018 году. А год назад первый же вопрос от людей касался причин существенного подорожания топлива. Тогда Путин по видеосвязи вызывал профильного вице-премьера Дмитрия Козака и министра энергетики Алексадра Новака, которым пришлось оправдываться.

Если в этом году  ситуация повторится, то вице-премьер и министр могут публично свалить все на первого заместителя председателя правительства РФ Антона Силуанова. Ведь именно Минфин был главным лоббистом налогового маневра, из-за которого и происходят сегодняшние процессы на топливном рынке.

Таким образом, нефтяные компании, по сути, угрожают правительству. Если Кабмин не выполнит свои обязательства, данные в начале года, и не повысит компаниям выплаты в рамках "депфирующей надбавки", тогда нефтяники откажутся выполнять договор с правительством - повысят цены на оптовом рынке и увеличат экспорт нефтепродуктов. Собственно об урегулировании данного конфликта и идет речь. Однако те параметры, которые предлагает Минфин - рост демпфера за счет роста НДПИ выглядят абсурдно.

Налоговый маневр и есть процесс повышения НДПИ и понижения экспортной пошлины. В результате нефть для НПЗ становится дороже и уже на выходе с завода нефтепродукты соответственно становятся дороже. А демпфер это выплата государства нефтяникам, чтобы они эти более дорогие нефтепродукты делали дешевле для внутреннего рынка. Поэтому дальнейший рост НДПИ приведет к необходимости повышения либо демпфертных выплат из бюджета нефтяникам, либо повышения цен на топливо на внутреннем рынке.

В итоге, я считаю, что вопрос стоит ставить еще шире. Зачем мы начали налоговый маневр, если он не приносит дополнительного дохода в бюджет, а порождает, лишь множество конфликтов?!  

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 31.05.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики