Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: Псевдобиржевые сделки могут сильно искажать статистику продаж нефтепродуктов

А. Пасечник: Псевдобиржевые сделки могут сильно искажать статистику продаж нефтепродуктов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила новую меру по стабилизации рынка нефтепродуктов. Для независимых НПЗ предлагается ввести требование о равномерной и регулярной продаже нефтепродуктов на бирже.  Их доля на рынке составляет от 10 до 15%, они имеют право на налоговый вычет при условии продаж на бирже не менее 10% произведенного продукта.

О том, станет ли новая мера альтернативой инициативе об увеличении порога обязательных продаж моторного топлива на бирже Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

- В инициативе Федеральной антимонопольной службы нет никакой новации – сейчас топливо реализуется на бирже в объемах, выше рекомендационной планки. И удовлетворительные показатели  реализации были отмечены и в 2018 году. А акцент на «обуздание» независимой переработки – странный. Ее мало в национальной структуре производства нефтепродуктов. Показателен и пример с Антипинским НПЗ – начата процедура банкротства актива. А новые регуляторные посылы привнесут только дополнительные сложности в операционную деятельность подобных предприятий (НПЗ, не входящих в периметры ВИНКов). 

На самом деле, больше внимания заслуживает сам механизм торгов. О чем, кстати, говорил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин: «Если поставщик весь предписанный ему объем реализует в ходе одной-двух сделок, причем, зачастую, в интересах конкретного покупателя, это приводит к отклонениям в ценообразовании. Такие сделки далеко не всегда можно считать конкурентными». В этом развернутом замечании Голомозлина – скрыт банальный тезис о псевдобиржевой торговле нефтепродуктами.

Концептуально надо понимать, что нельзя скрестить биржу и ручное регулирование для баланса рынка. Надо выбирать путь: или все-таки ставить на развитие полноценной рыночной торговли нефтепродуктами, или приходить к уже бессрочному ручному регулированию внутреннего  рынка горючего.  

Первая модель, как показал опыт последних нескольких лет, пока не позволяет рынку бензинов жить в норме годовой инфляции. Порой индексация цен на бензины кратно выше годовых показателей инфляции. Вторая – с госрегулированием и санкциями властей за нарушение выхода розничных цен «за флажки», к примеру, угроза введения заградительных пошлин, пока работает. По крайней мере, которую неделю Росстат фиксирует ценовой штиль в автозаправочной рознице страны.  

Здесь и личная заслуга вице-премьера Дмитрия Козака в том, что он от лица кабмина ведет разговор с нефтепереработчиками, и в воспитательном русле – речь здесь о приоритете социальной ответственности перед соблазнами экспортировать горючее. Эту ответственную миссию бизнес должен понимать и принимать. Причем бизнес-шаги навстречу есть и со стороны властей – это и проработка лицензирования экспорта, и принятая компромиссная демпферная формула, компенсирующая потери нефтепереработчиков от продажи дополнительных объемов моторного топлива в РФ.   

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 07.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики