Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С нефтью не мельчили: кто виноват в загрязнении «Дружбы»

С нефтью не мельчили: кто виноват в загрязнении «Дружбы»

Эксперты сомневаются, что к многомиллионному ущербу могли привести действия небольших региональных компаний

Версия о причастности малых нефтяных компаний к загрязнению магистрального трубопровода «Дружба» не выдерживает критики, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Мошенничество частного самарского терминала, собирающего сырье небольших производителей в регионе, оператор «Дружбы» «Транснефть» не раз называла главной причиной инцидента. Но объем некачественного сырья — миллионы тонн — слишком велик, чтобы его могли поставить небольшие предприятия, отмечают в «АссоНефти». Кроме того, по данным некоторых экспертов, о случаях попадания загрязненной нефти в трубопровод российские компании предупреждали оператора еще в начале апреля, за две недели до того, как тревогу забила белорусская сторона. Однако в «Транснефти» это опровергают. Глава Минэнерго Александр Новак заявил на ПМЭФ, что оценка ущерба от инцидента и размера компенсаций пострадавшим будет проведена в течение лета.

Немалый ущерб

Вскоре после того, как разразился скандал с загрязнением «Дружбы» дихлорэтаном, «Транснефть» заявила, что это диверсия, и назвала ее виновником частный самарский терминал, который принимает сырье от нескольких небольших компаний. Получилось, что именно деятельность «малой нефтянки», якобы использующей хлорорганику при добыче, привела к инциденту, в результате которого пострадали в том числе европейские государства.

Эта точка зрения сразу вызвала скепсис у экспертов. В частности, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов тогда заявил СМИ, что компания «Транснефть» просто нашла «стрелочника», а вина за попадание некачественной нефти в трубопровод в любом случае лежит на ней как на операторе системы. Теперь, когда масштабы проблемы стали известны, эта версия вызывает еще больше сомнений. Как сообщал ранее вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов, общий же объем грязного сырья, направленного потребителям по нефтепроводу «Дружба» и через порт Усть-Луга, составляет около 3 млн т.

— Объем сдачи нефти «в трубу» со стороны малых компаний в зоне обсуждаемого участка за указанный период вряд ли может превысить несколько десятков тысяч тонн, — отметил в разговоре с «Известиями» глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Некачественное сырье попало в трубопровод «Дружба» через «Транснефть-Приволга» — крупнейшую в Европе базу по смешению нефти.

Генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун заявила «Известиям», что для такого масштабного загрязнения через узел учета нефти должно было пройти за весьма короткий срок очень много сырья, не соответствующего нормативам.

— Так называемые малые компании столько просто не добывают, — подтвердила она. — Даже если гипотетически объединить весь объем добычи независимых компаний Самарского региона, то в совокупности не наберется и 1 млн т нефти, причем за год.

Елена Корзун подчеркивает: необходимо избежать преждевременных обвинений и дождаться официальных результатов расследования.

По поводу использования малыми компаниями дихлорэтана у экспертов тоже есть сомнения. Руководитель отраслевого информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин сказал «Известиям», что в России очень ограниченно применяется дихлорэтан, он достаточно дорогостоящий, и в основном его используют для разбавления смесей, а не при добыче нефти.

Разошлись в числах

Некоторые эксперты ранее заявляли, что попадание хлорорганических соединений в нефтепровод «Дружба» произошло еще в начале апреля и первыми пострадавшими от загрязнения стали не белорусские, а российские НПЗ.

— «Транснефть» была уведомлена о том, что нефть загрязнена, еще задолго до того, как в апреле (19-го числа. — «Известия») белорусы заявили о резком росте содержания хлорорганики, об этом писали СМИ со ссылкой на источники в российских компаниях. Мне кажется, это свидетельствует о том, что нефтетранспортная монополия могла сразу обратить на это внимание и постараться предотвратить то, что в итоге случилось, — заявлял старший аналитик агентства WMT Consult Валерий Андрианов.

По словам члена комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустама Танкаева, первые признаки загрязнения были обнаружены еще 2 апреля, и российские нефтеперерабатывающие заводы сообщали «Транснефти» о поступлении к ним некачественного сырья.

В «Транснефти» эти предположения отвергают. Советник президента компании Игорь Демин не подтвердил «Известиям», что «Транснефть» была уведомлена о загрязнении нефти в «Дружбе» еще до заявления белорусской стороны.

— Это означает, что мы сознательно обманывали своих партнеров, качая грязную нефть? Конечно, неправда, — подчеркнул он.

Про поставки загрязненной нефти на российские НПЗ он ответил, что «слухи не комментирует».

Сделать выводы

Как писали «Известия», ущерб от грязного сырья, дошедшего по «Дружбе» до Европы, эксперты «БКС Премьер» оценивали в общую сумму от $350 млн до $500 млн. Среди пострадавших — как российские («Роснефть», «Газпромнефть» и другие), так и зарубежные компании: некачественные углеводороды попали в Белоруссию, Польшу, Германию, Венгрию и другие государства.

Сейчас отечественные поставщики и европейские потребители активно ведут с «Транснефтью» переговоры о компенсации ущерба. В конце мая первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что «государство не должно компенсировать недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства по поставке качественной нефти».

Официально размер ущерба и компенсаций планируется определить в течение лета. Об этом на ПМЭФ заявил глава Минэнерго Александр Новак.

На этой неделе глава «Роснефти» Игорь Сечин в своем выступлении на собрании акционеров компании отметил, что сейчас важно добиться скорейшего освобождения трубопроводов «от загрязненной пробки, которая находится в трубе» и восстановить поставки чистой нефти в сторону потребителей в Западной Европе.

— Конечно, из этого надо сделать выводы и наладить такой порядок работы, который исключал бы впоследствии возможность повторения такой ситуации. «Транснефть» заверяет нас, что все убытки компании и наших партнеров будут компенсированы. Мы им верим в этом смысле и надеемся, что так и произойдет. Самое главное — как можно быстрее восстановить работу по поставкам чистой нефти, — подчеркнул Игорь Сечин.

В конце апреля президент России Владимир Путин на встрече с главой «Транснефти» Николаем Токаревым потребовал скорректировать систему контроля качества сырья. Глава государства отметил, что ущерб от инцидента для страны «и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный».

Ситуация с грязным сырьем на трубопроводе «Дружба» уже влияет на объемы экспорта нефти из РФ, заявил на Петербургском экономическом форуме глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он допустил, что в «текущем квартале это может привести к ухудшению результатов». 

Автор: Николай Хренков

Источник: Известия, 07.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики