Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Удастся ли России и Китаю оживить газопровод «Алтай»

Удастся ли России и Китаю оживить газопровод «Алтай»

В последнее время Китай дает России недвусмысленные намеки, что не прочь получать дополнительные объемы газа. Как наша страна может обеспечить эти поставки? И есть ли у нее столько газа, чтобы его хватило и европейцам, и китайцам?

Дело в том, что, как отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, газодобыча в России уходит все дальше на север. А, например, с месторождения Бованенково, «голубое топливо» поступает в «Северный поток». Так каким потенциалом обладает Россия в вопросе экспорта газа?

Прежде всего, появилась возможность снова сесть с Китаем за стол переговоров по газопроводу «Алтай» – этот тот самый западный газотранспортный маршрут, который ранее так был интересен России, поскольку оказывался не таким затратным, как восточный («Сила Сибири»). Но долгие годы продавить китайцев на этот контракт так и не удалось – по целому ряду причин. Однако сегодня ситуация стала меняться. Вполне вероятно, что в Поднебесной могут и пересмотреть свою прежнюю позицию – особенно если по этому вопросу будет принято политическое решение. 

«Есть и ряд уже разработанных месторождений в том же Ямало-Ненецком автономном округе, где не требуется каких-то значительных инвестиций, – Отмечает Юшков. – Как заявляет «Газпром», на таких месторождениях можно ежегодно добывать порядка 150 млрд кубометров газа. Иными словами, проблемы с добычей газа, в отличие от нефти, в России нет, но есть проблема продажи. Поэтому если будет подписан контакт на поставку газа в Китай по западному маршруту, то можно будет обеспечить его за счет уже действующих месторождений, не потребуется снимать дополнительные объемы с европейского направления».

Поставки газа в Европу и Китай – это те маршруты, которые, в принцип, не зависят друг от друга. Так что, никакого российского «разворота на Восток» не предвидится – Россия лишь диверсифицирует поставки, а «голубого топлива» будет достаточно на поставки по обеим маршрутам.

К тому же, новый участок газопровода, который нужно построить на западном маршруте, оказывается не очень-то и большим, так как этот российский регион уже имеет довольно приличную газовую инфраструктуру – газопроводы уже построены. И это принципиальное отличие «Алтая» от «Силы Сибири», где даже ресурсная база была в зачаточном состоянии, не говоря уж о том, что в Восточной Сибири газ по своему химическому составу несколько иной – он многокомпонентный, его нужно перерабатывать, а для этого нужны газоразделительные заводы. Всем этим Россия сегодня и занимается, инвестируя огромные средства в проект. Понятно, почему «Газпром» всегда отдавал предпочтение западному маршруту, но китайцы все-таки настояли на своем. 

В Западной Сибири добывается преимущественно чистый метан. В этом газе нет примесей гелия, а также в нем малое малым содержанием пропана и бутана. Оттого и затраты на поставку газа в Поднебесную по западному маршруту куда менее значительные, чем по «Силе Сибири».

Но все упирается в один самый актуальный вопрос – цену. Чтобы российский газ пошел через газопровод «Алтай» в Китай, нужно ее согласовать. А как раз этого прежде и не удавалось сделать.

«На западе КНР очень мало промышленных мощностей, поэтому газопровод придется тянуть на очень большое расстояние. Поэтому китайцы очень жестко торгуются по цене: они хотят брать газ на границе дешево, что является проблемой для «Газпрома». Если китайцы будут получать очень дешевый газ, европейские потребители могут потребовать скидки для себя. В результате ценовой вопрос оказывается единственным моментом, мешающим подписать контракт. Китай хотел бы привязать газ западного маршрута к среднеазиатским поставкам, прежде всего из Туркменистана. Какова цена туркменского газа для Китая, точной информации нет, поскольку Китай не только закупает газ в Туркменистане, но и получает его в рамках соглашения о разделе продукции. Определенно можно сказать лишь то, что туркменский газ для Китая довольно дешев, и такие же условия Китай хотел бы видеть и для российского западного маршрута», – отмечает Юшков.

Да, сегодня для России переговорная ситуация стала лучше, чем несколько лет назад – как стало известно, китайцы запросили дополнительные 6 млрд кубометров в год по “Силе Сибири”. Американские угрозы заставляют китайские власти пересматривать свои прежние подходы по существу дела. Китай не хочет в одночасье оказаться отрезанным от газовых поставок – например, если США вдруг перекроют Малаккский пролив, где они то и дело устраивают военные учения.

Однако, как отмечает Ющков, сегодня Китай в полной мере не может надеяться и на Туркмению, так сведения из этой страны поступают самые противоречивые – и в экономике там дела обстоят не очень хорошо, да и перспективы добычи газа также весьма туманные, так как деньги в газовые месторождения вкладываются огромные, а должной отдачи почему-то нет.

«Уже зимой 2017 года был серьезный перерыв в туркменских поставках. Это наводит на подозрение, что ситуация с ресурсной базой в Туркменистане сложная. В совокупности эти факторы позволяют рассчитывать на возобновление российско-китайских переговоров по западному маршруту», – считает Юшков.

Выходит, что газопровод “Алтай”, учитывая нынешнюю геополитическую конъюнктуру, вполне может быть реанимирован. 

Автор: Олег Мироненко

Источник: ТЭКНО:///блог, 10.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики