Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тождество интересов РФ и саудитов гарантирует стабильность цен на нефть

Тождество интересов РФ и саудитов гарантирует стабильность цен на нефть

Россия и картель ОПЕК не откажутся от своего соглашения по регулированию цен на нефть, несмотря на стилистику последнего заявления министра энергетики РФ Александра Новака – считает эксперт по нефтегазовому рынку Игорь Юшков

Россия подпишет новое соглашение с картелем ОПЕК

Дело в том, что Новак не исключил падения рыночных цен на нефть до отметки в 30 долларов за баррель, т.е. повторения ситуации 2015 года, когда после событий 2014 года «черное золото» вошло в турбулентность и скатилось до 27,4 долларов за баррель.

Фактической причиной этого было превышение предложения нефти над спросом, которое привело к переизбытку сырья на мировом рынке и, в конечном счете, к магистральному соглашению между ОПЕК и Россией в 2016 году. Целью этого соглашения являлась стабилизация цен на нефть на приемлемом уровне, поскольку ценовой диапазон в 25-30 долларов за баррель является угрозой для федерального бюджета.

Ведь даже после экстренных мер правительства РФ 2015 года бюджетное правило составило 40 долларов за баррель, и с тех пор этот индикатор даже несколько увеличился по причине инфляции, поэтому цена в 30 долларов за баррель приведет к кризису бюджетных планов РФ.

Примечательно, что причиной такого мнения Новак назвал очередное превышение производства нефти в мире над спросом, которое может стать следствием такого развития событий, когда Россия и картель ОПЕК не согласовывают продление своего базового соглашения. 

Интересно, что о проблеме снижения цен на нефть говорил не только Новак, но и министр финансов РФ Антон Силуанов, который, в свою очередь, назвал «достижимой» отметку в 40 долларов за баррель, хотя это, безусловно, маловероятный вариант развития событий.

Здесь важно понимать, что пролонгация ОПЕК+ полностью соответствует интересам, как России, так и Саудовской Аравии, по экономикам которых любое падение цен на нефть нанесет значительный удар, поэтому сам этот договор, в том или ином варианте, должен быть согласован.

Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда экономической безопасности Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что в национальных интересах Москвы и Эр-Рияда лежит продление данного соглашения.

«Здесь надо обратить внимание на то, что ОПЕК, как полноценного нефтяного картеля, больше не существует. Формально, данная структура есть и существует, но фактически – нет, поскольку там больше нет какой-либо системы подчинения», - констатирует Юшков

Как замечает эксперт, сложно представить, что в случае, если ОПЕК выходит из соглашения с Россией, страны, которые сегодня числятся в этом картеле, пойдут на выполнение каких-то норм и требований с его стороны. Поэтому ситуация складывается так – либо ОПЕК подписывает новое соглашение с Россией, либо перестает не только регулировать нефтяной рынок, но и существовать, как полноценная организация.

«Таким образом, либо мы все остаемся в рамках ОПЕК+, либо регулирующих организаций на мировом нефтяном рынке больше не будет. После этого каждый из игроков начинает играть сам за себя и добывать столько нефти, сколько сможет», - резюмирует Юшков.

Новый вариант соглашения ОПЕК+ уже согласован

Подобная максимальная добыча со стороны участников ОПЕК+, контролирующих, как минимум, 40 процентов произведенной в мире нефти, действительно приведет к тому, что нефтяные цены начнут проседать, причем очень трудно сказать на какой порядок.

«Вместе с тем, Новак на Петербургском международном экономическом форуме(ПМЭФ) утверждал, что не стоит волноваться – «мы все подпишем», поэтому данное соглашение будет пролонгировано на новый срок. Кроме того, он отметил, что решение по квотам, а именно кто и сколько должен добывать нефти, будет объявлено до подписания данного соглашения», - заключает Юшков

Соответственно, перед нами просто «зондаж почвы» со стороны главы Минэнерго РФ, в котором он обозначает риски неподписания данного соглашения, которое внесло позитивный вклад в наше экономическое развитие и позволило стабилизировать федеральный бюджет.

«Новак полностью уверен, во-первых, в том, что будет новый вариант соглашения и, во-вторых, что стороны договорятся по квотам задолго до того, как будет подписан новый вариант соглашения между Россией и странами-членами ОПЕК», - констатирует Юшков.

Примечательно, что на ПМЭФ также было высказано мнение, причем со стороны саудитов, что заявление о продлении ОПЕК+ не должно совпадать по срокам с саммитом G20. Это говорит о том, что весь пакет договоренностей по новому варианту ОПЕК+ уже согласован.

«Поэтому на сегодня единственной гипотетической возможностью падения нефтяных цен может быть ситуативное сложение двух обстоятельств – это обострение отношений США и Китая, когда они не договариваются о сделке и начинают сильнее давить друг на друга путем санкций, вместе с разладами внутри соглашения ОПЕК+, но пока российско-саудовские отношения стабильны», - резюмирует Юшков

Впрочем, заявление Новака говорит о том, что в правительстве РФ в настоящее время просчитывают и наихудшие варианты.

«Россия и Саудовская Аравия смотрят на этот вопрос одинаково, поэтому все зависит от отношений США и Китая. Это единственный аспект, который может глобально отразиться на котировках нефтяного рынка», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 10.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики