Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тождество интересов РФ и саудитов гарантирует стабильность цен на нефть

Тождество интересов РФ и саудитов гарантирует стабильность цен на нефть

Россия и картель ОПЕК не откажутся от своего соглашения по регулированию цен на нефть, несмотря на стилистику последнего заявления министра энергетики РФ Александра Новака – считает эксперт по нефтегазовому рынку Игорь Юшков

Россия подпишет новое соглашение с картелем ОПЕК

Дело в том, что Новак не исключил падения рыночных цен на нефть до отметки в 30 долларов за баррель, т.е. повторения ситуации 2015 года, когда после событий 2014 года «черное золото» вошло в турбулентность и скатилось до 27,4 долларов за баррель.

Фактической причиной этого было превышение предложения нефти над спросом, которое привело к переизбытку сырья на мировом рынке и, в конечном счете, к магистральному соглашению между ОПЕК и Россией в 2016 году. Целью этого соглашения являлась стабилизация цен на нефть на приемлемом уровне, поскольку ценовой диапазон в 25-30 долларов за баррель является угрозой для федерального бюджета.

Ведь даже после экстренных мер правительства РФ 2015 года бюджетное правило составило 40 долларов за баррель, и с тех пор этот индикатор даже несколько увеличился по причине инфляции, поэтому цена в 30 долларов за баррель приведет к кризису бюджетных планов РФ.

Примечательно, что причиной такого мнения Новак назвал очередное превышение производства нефти в мире над спросом, которое может стать следствием такого развития событий, когда Россия и картель ОПЕК не согласовывают продление своего базового соглашения. 

Интересно, что о проблеме снижения цен на нефть говорил не только Новак, но и министр финансов РФ Антон Силуанов, который, в свою очередь, назвал «достижимой» отметку в 40 долларов за баррель, хотя это, безусловно, маловероятный вариант развития событий.

Здесь важно понимать, что пролонгация ОПЕК+ полностью соответствует интересам, как России, так и Саудовской Аравии, по экономикам которых любое падение цен на нефть нанесет значительный удар, поэтому сам этот договор, в том или ином варианте, должен быть согласован.

Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда экономической безопасности Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что в национальных интересах Москвы и Эр-Рияда лежит продление данного соглашения.

«Здесь надо обратить внимание на то, что ОПЕК, как полноценного нефтяного картеля, больше не существует. Формально, данная структура есть и существует, но фактически – нет, поскольку там больше нет какой-либо системы подчинения», - констатирует Юшков

Как замечает эксперт, сложно представить, что в случае, если ОПЕК выходит из соглашения с Россией, страны, которые сегодня числятся в этом картеле, пойдут на выполнение каких-то норм и требований с его стороны. Поэтому ситуация складывается так – либо ОПЕК подписывает новое соглашение с Россией, либо перестает не только регулировать нефтяной рынок, но и существовать, как полноценная организация.

«Таким образом, либо мы все остаемся в рамках ОПЕК+, либо регулирующих организаций на мировом нефтяном рынке больше не будет. После этого каждый из игроков начинает играть сам за себя и добывать столько нефти, сколько сможет», - резюмирует Юшков.

Новый вариант соглашения ОПЕК+ уже согласован

Подобная максимальная добыча со стороны участников ОПЕК+, контролирующих, как минимум, 40 процентов произведенной в мире нефти, действительно приведет к тому, что нефтяные цены начнут проседать, причем очень трудно сказать на какой порядок.

«Вместе с тем, Новак на Петербургском международном экономическом форуме(ПМЭФ) утверждал, что не стоит волноваться – «мы все подпишем», поэтому данное соглашение будет пролонгировано на новый срок. Кроме того, он отметил, что решение по квотам, а именно кто и сколько должен добывать нефти, будет объявлено до подписания данного соглашения», - заключает Юшков

Соответственно, перед нами просто «зондаж почвы» со стороны главы Минэнерго РФ, в котором он обозначает риски неподписания данного соглашения, которое внесло позитивный вклад в наше экономическое развитие и позволило стабилизировать федеральный бюджет.

«Новак полностью уверен, во-первых, в том, что будет новый вариант соглашения и, во-вторых, что стороны договорятся по квотам задолго до того, как будет подписан новый вариант соглашения между Россией и странами-членами ОПЕК», - констатирует Юшков.

Примечательно, что на ПМЭФ также было высказано мнение, причем со стороны саудитов, что заявление о продлении ОПЕК+ не должно совпадать по срокам с саммитом G20. Это говорит о том, что весь пакет договоренностей по новому варианту ОПЕК+ уже согласован.

«Поэтому на сегодня единственной гипотетической возможностью падения нефтяных цен может быть ситуативное сложение двух обстоятельств – это обострение отношений США и Китая, когда они не договариваются о сделке и начинают сильнее давить друг на друга путем санкций, вместе с разладами внутри соглашения ОПЕК+, но пока российско-саудовские отношения стабильны», - резюмирует Юшков

Впрочем, заявление Новака говорит о том, что в правительстве РФ в настоящее время просчитывают и наихудшие варианты.

«Россия и Саудовская Аравия смотрят на этот вопрос одинаково, поэтому все зависит от отношений США и Китая. Это единственный аспект, который может глобально отразиться на котировках нефтяного рынка», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 10.06.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики